Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 10 класс

Вариант 2

10 класс

 

1. Укажите возможные названия буквы «л» и прокомментируйте их.

 

Ответ:

людие, более позднее люди - исконное кириллическое название, эль - ныне принятое латинское по происхождению, эл - вариант русифицированный, не рекомендуемый, но иногда допускаемый, лэ - просторечный нелитературный вариант (особенно часто встречается в буквенных аббревиатурах). По происхождению - это греческая лямбда (с вариантами вроде лямва). Итого насчитывается 2 славянских варианта, 3 латинских и 2 греческих по происхождению варианта названий этой буквы: всего 7, только славяно-русских 5, только гражданских 3.

 

2. Сгруппируйте следующие слова на основании их исторического родства: пулемёт, отметка, метаться, подмётка, искромётный, приметный, разметка, смётка, сметана, заметка, комета, смета, метла, замечательный, метель.

 

Ответ:

а) пулемёт, метаться, искромётный, сметана, подмётка, метла, метель – восходят к корню метать, мечу  (мести, мету) ‘бросать’;

б) отметка, приметный, разметка, смётка, заметка, смета, замечательный – восходят к корню метить, мечу ‘полагать, считать’;

в) комета – заимств. слово из греческого через французский язык.

 

3. В старых грамматиках встречаются названия двух падежей: отложительный и сказательный. Почему они так назывались и каким современным терминам они соответствуют?

 

Ответ:

Отложительный падеж назывался так потому, что в ряде значений был способен отвечать на вопрос «Откуда?». Название это переведено с латинского, где как раз и был специальный отложительный падеж (аблатив), а в современном русском языке он частично соответствует родительному (который у нас так же может отвечать на вопрос «Откуда?»: «из города». Термин «сказательный падеж» соответствует нашему «предложному». Это название отражает идею передачи косвенного дополнения при глаголах речи («сказать о ком, о чём»).

 

4. В чем состоят грамматические различия между парами глаголов

1) струиться, развеваться – 2) стремиться, развиваться?

 

Ответ:

Глаголы первой пары называют действия неодушевленных предметов (‘течь струями’, ‘колыхаться, колебаться от ветра, будучи развернутым или распущенным’). Для глаголов струиться, развеваться существуют семантические ограничения в образовании и употреблении форм. Их лексическое значение несовместимо с грамматическим значением 1 и 2 лица, а также повелительного наклонения. Это препятствует образованию таких форм в языке и употреблению их в повседневной речи.

Данные формы возможны только в поэтической речи при создании олицетворенных образов природы, повествовании от лица предмета, а также при риторическом обращении к неодушевленному предмету.

 

5. С романом «Убийцы вы дураки» русского писателя Александра Ивановича Введенского (1904-1941) связано немало тайн. Одна из них состоит в том, что рукопись этого произведения была безвозвратно потеряна. Вторая тайна касается его названия. Объясните, как можно интерпретировать его и почему.

 

Ответ:

Заглавие романа А.Введенского «Убийцы вы дураки» можно было бы интерпретировать примерно следующим образом:

а) Убийцы! Вы – дураки или: Убийцы, вы дураки! (Убийцы – обращение, вы – подлежащее, дураки – именная часть составного сказуемого.)

б) Убийцы вы, дураки! (Убийцы – именная часть составного сказуемого, вы – подлежащее, дураки – обращение.)

в) Убийцы – вы, дураки! (Убийцы – подлежащее, вы – именная часть составного сказуемого, дураки – обособленное определение к вы.)

г) Убийцы вы! Дураки! (Убийцы – именная часть составного сказуемого, вы – подлежащее, дураки – односоставное назывное предложение с «характеризующим» значением.)

Возможны и другие, более специфические варианты истолкования приведенной фразы.

 

11. Прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Июльская ночь» (издание 1983 года) и ответьте на вопросы:

а) каков лингвистический принцип построения этого стихотворения?

б) с чем связана непоследовательность воплощения этого принципа?

Исправьте текст так, чтобы принцип построения был прояснён.

 

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет…

Нежно отзвуки пропели…

Разостлался синий тюль.

Улетели феи – холить

Царство чары шаловливой,

Щебет едких эпиграмм.

Начинает сны неволить,

Миро льет нетерпеливый,

Юга ясный фимиам.

 

Ответ:

а) стихотворение написано по принципу акростиха, когда каждое новое слово начинается со следующей буквы алфавита: Алый бархат вечереет … и т. д.; б) непоследовательность воплощения этого принципа вызвана тем, что стихотворение было написано в старой орфографии; в) чтобы акростих был последовательным, нужно исправить: июль на iюль, едких на ѣдкихъ, миро на мvро, фимиам на ѳимиамъ; кроме того, поскольку буквы ъ, ы, ь слов не начинают, то в строке Начинает сны неволить они должны заканчивать каждое слово: НачинаетЪ снЫ неволитЬ.

 

12. Прочитайте примеры симплоки, приведенные ниже. Одним предложением дайте определение этому термину.

 

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла. (Народная песня)

 

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет. (В. Лебедев-Кумач)

 

Море люблю с кораблями,

Небо люблю с журавлями. (В. Боков)

 

Ответ. Симплока – синтез анафоры и эпифоры: тип повтора в смежных предложениях, причем повторяются как их начала, так и окончания. 

Категория: Русский язык 10 класс | Добавил: филолог (18.08.2015)
Просмотров: 2243 | Теги: олимпиада по русскому языку 10 клас | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: