Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 10 класс

Вариант 3

Задания из газеты «Русский язык», январь 2013 года. Автор – Т.В. Егорова, г.Ульяновск «Материалы для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку»

 

10 класс

 

Задание 1

Прочитайте фрагменты стихотворных произведений А.С. Пушкина. Какой гласный произносится под ударением в выделенных словах?

 

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвиц в Гарольдовом плаще?...

(«Евгений Онегин»)

 

Но человека человек

Послал к анчару грозным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

(«Анчар»)

В разговорной речи XIX века произношение слов ещё и потёк не отличалось от современного. Как объяснить особенность их произношения в приведённых примерах?

 

Ответ. В словах еще и потек под ударением произносится [э] – на это указывает рифма. В разговорной речи в этих словах во времена А.С. Пушкина, как и в современном языке, в ударной позиции произносился гласный [о]. Отсутствие перехода Е в О являлось приметой «высокого» поэтического слога, эта книжная черта возникла под влиянием церковнославянского языка и противопоставлялась норме разговорной речи.

 

Задание 2.

Найдите в данных предложениях слово с устаревшим написанием. Укажите его значение и объясните причину орфографического изменения.

1)Пошёл вдоль по поселку Фадеев: у одного дома постучится, у другого в источный голос покричит – везде ровно мертвые. 2)В богадельне бывали нередко радения с криками, с источными воплями, с оглушительным ножным топотом. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)

 

Ответ. Источный – совр.истошный (голос, вопль, крик) в значении «громкий и отчаянный». В произношении этого слова наблюдается фонетический процесс изменения сочетания ЧН в [ШН] – такой же, как в произношении слов «конечно», «скучно» и т.п.

По происхождению слово источный связано с устаревшим глаголом источить в значении «излить, извергнуть» (ср.совр. источать аромат); именно утрата связи между словами источный и источить привела к тому, что написание слова последовало за его произношением: слово истошный пишем так, как слышим.

 

Задание 3.

В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в описании улиц провинциального города, читаем:

После него [зелёного дома с башенками] кокетливо красуется дикенький дом лекаря, раскинувшийся полукружием, с двумя похожими на будки флигелями.

По какому признаку дом лекаря назван дикеньким?

 

Ответ. Одно из устаревших значений прилагательного дикий – это обозначение оттенка серого цвета: дикий цвет – светло-серый, с голубоватым оттенком. Такой цвет является естественным для некрашеного материала – дерева или камня. Дикенький дом имеет природный серенький цвет. В романе И.А. Гончарова «Обломов» также упоминается дикий цвет: «На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче».

 

Задание 4.

Объясните значение выделенных слов и выражений. Каким термином они называются?

1)Бедный Обломов то повторял зады, то бросался в книжные лавки за новыми увражами и иногда целую ночь не спал, рылся, читал, чтоб утром, будто нечаянно, отвечать на вчерашний вопрос знанием, вынутым из архива памяти. (И.А. Гончаров. Обломов)

2)Она [Наташа] писала ему классически-однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графически поправляла ей орфографические ошибки. (Л.Н. Толстой. Война и мир)

 

Ответ. Повторять зады – вспоминать или заново учить давно пройденный материал; увражи – научные сочинения; по брульонам – по черновикам. Эти слова и выражения относятся к лексическим архаизмам: они перестали употребляться как словарные единицы, соответствующее значение передаётся в современном языке другими словами и оборотами.

 

Задание 5.

Укажите значение слова доброта в данном фрагменте текста, сравнивая его с современным значением этого слова. Назовите слово, производное от существительного доброта в данном значении. Какое ещё из слов этого текста отличается по значению от современного?

Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой, купил всё, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.

Пьер с весёлым, улыбающимся лицом разбирал свои покупки.

– Каково, – говорил он, развёртывая, как лавочник, кусок ситца.

Наташа, держа на коленях старшую дочь и быстро переводя глаза с мужа на то, что он показывал, сидела против него.

– Это для Беловой? Отлично. – Она пощупала доброту. – Это по рублю, верно?

(Л.Н. Толстой. Война и мир)

 

Ответ. В современном русском языке слово доброта относится к разряду отвлечённых существительных, оно употребляется только для характеристики человека: доброта – «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

В приведённом отрывке из «Войны и мира» слово доброта (вероятно, с ударением на втором слоге: добрОта) выступает в значении «прочность, добротность (ткани)»: эту «доброту» можно пощупать, что говорит о конкретизации значения. От этого слова и было образовано прилагательное «добротный» – «качественный», а производное от этого прилагательного существительное «добротность» постепенно вытеснило исходное слово «доброта (ткани)» в состав устарелых.

Слово «комиссия» употреблялось в значении «поручение»: Пьер не забыл комиссий матери и брата, то есть купил всё, что они заказывали. Невольно вспоминается и восклицание Фамусова в комедии «Горе от ума»: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!». Здесь «комиссия» – налагаемая обязанность, долг отца.    

 

Задание 6.

Какой частью речи являются и какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова? В каких из этих слов конечный гласный О является суффиксом и в каких – окончанием?

 

Как всё вокруг сурово, снежно,

Как этот вечер сиз и хмур!

В морозной мгле краснеют окна нежно

Из деревенских нищенских конур.

 

Ночь северная медленно и грозно

Возносит косное величие свое.

Как сладко мне во мгле морозной

Мое звериное жилье!

(И.А. Бунин)

 

Ответ. Сурово, снежно (все), сладко (жилье) – краткие прилагательные в роли составного именного сказуемого с нулевой связкой; О в этих словах – окончание, указывающее на средний род и единственное число краткой формы. Нежно (краснеют), медленно и грозно (возносит) – наречия в роли обстоятельства; в их морфемном составе выделяется суффикс –О, так как наречия образованы от прилагательных суффиксальным способом: нежн-о ← нежны(ый), медленн-о ←медленн(ый), грозн-о ← грозн(ый).

 

Задание 7.

Объясните, почему слово прямоговорящий в данном тексте выделено авторским курсивом. Как образовано это слово и каково его лексическое значение? Приведите примеры общеупотребительных слов, образованных таким же способом.

 

Само интервью прошло легко, как-то почтительно-приятельски: молодой человек действительно вёл себя как профессионал. Вопросы задавал толково и точно сформулированные, не банальные, острые, но не наглые, – говорить с ним было интересно; к тому же был он из этого удивительного поколения совсем молодых людей, выросших уже в новое, прямоговорящее время, а ей всегда было странно и любопытно – что они находят в её стихах…

(Д.Рубина. Шарфик)

 

Ответ. Авторский курсив выполняет в данном случае функцию выделения, подчёркивания индивидуально-авторского слова – окказионализма: слова прямоговорящий нет в словарном составе русского языка, оно создано автором только для этого текста с целью дать точную и яркую характеристику нового поколения.

Способ образования данного слова – сращение (лексико-синтаксический способ словообразования): в одно слово сливаются, без участия словообразующих аффиксов, элементы словосочетания. Прямоговорящий ← говорящий прямо; производное слово отличается от производящего закреплённым порядком частей, слитным написанием и единым ударением; таким же способом образованы общеупотребительные слова типа здравомыслящий, слаборазвитый, вышеуказанный, многообещающий, скоропортящийся.

Контекст подсказывает значение этого «разового» слова: прямоговорящий – искренний, свободный, чуждый страха и лицемерия. Эти характеристики, применимые к человеку, в данном тексте переносно характеризуют время, в которое выросло молодое поколение (прямоговорящее время).

 

Задание 8.

Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?

 

Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѣрь и птицы. (Словарь русского языка XI – XVII веков)

 

Ответ. Слова «зверь» и «птицы» стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевлённых имён существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во множественном числе, а у слов женского рода – и в единственном, и во множественном числе).

В приведённом  письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевлённых. Следовательно, во время написания этого текста слова «зверь», «птица», а также все видовые названия животных ещё не входили в разряд одушевлённых существительных.

 

Задание 9.

Почему в данных примерах из классических произведений русской литературы слово «видимо» не выделено запятыми? Укажите его лексическое значение, часть речи и синтаксическую роль. Приведите пример обычного употребления этого слова в современном русском языке.

В каком значении употреблено прилагательное «мужественный» в третьем предложении? Поясните смысл подчёркнутого выражения.

 

1)Графиня видимо смутилась. Черты её изобразили сильное движение души. (А.С. Пушкин. Пиковая дама). 2)Вера худела и видимо томилась жизнью. (И.А. Гончаров. Обрыв) 3)Прислуживал Федька, видимо обременённый необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы и прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

 

Ответ. В приведённых примерах слово видимо не является вводным словом: это наречие, которое выполняет в предложении синтаксическую роль обстоятельства. Слово видимо имеет здесь значение «явно, заметно для всех». Такое употребление слова теперь является устаревшим.

В современном языке видимо выступает как вводное слово, выражающее оценку говорящим реальности того, о чём он сообщает. В роли вводного слова, не связанного синтаксически с другими словами предложения, слово видимо выделяется на письме запятыми, ср.: Он, видимо, уже не приедет.

Слово «мужественный» здесь имеет значение «мужской»: Анфисушка похожа лицом на мужчину.  



Источник: http://Газета "Русский язык", январь 2013
Категория: Русский язык 10 класс | Добавил: филолог (03.01.2015)
Просмотров: 1574 | Теги: Олимпиада по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: