Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 7 класс

Фонетика. 7 класс

7 класс. Фонетика

 

1.Какой из приводимых вариантов является правильным?

 

Дéфис – дефúс, нáчать – начáть, нáчала – начáла – началá, красúвейший – красивéйший, гру'стна – грустнá, пóдняв – подня'в, прúняв – приня'в, прúнята – приня'та – принятá.

 

2.Какой из приводимых вариантов произношения является верным? Объясните свой выбор.

 

Ску[ш]но – ску[ч']но, фо[н]етика – фо[н']етика, [т]ермин – [т']ермин, м[ъ]лако – м[а]лако, б[и]жать – [б'э]жать – б[иэ]жать, п[пэ]ределать – п[ь]ределать, моро[з] – моро[c], бере[г] – бере[к], пос[c']ле – по[c]ле, [j'а]зык – [j'иэ]зык, Бо[г] – Бо[к] – Бо[х].

 

3.Найдите «лишние» слова.

 

1)стог, сапог, берег, Бог, порог, продрог

2)вздох, миг, друг, вдруг, побег, круг.

 

4.Найдите «лишние» слова. Обоснуйте свой выбор.

1)экстренный, электрик, эмблема, эскиз

2)эскалатор, экскаватор, эшелон, этика

 

5.Распределите слова на группы в зависимости от произношения звука, обозначаемого буквой Г.

Грибок, погоди, сапог, порог, итого, погода, сегодня, где, когда, его, столичного, стог, Бога, эге, бухгалтер.

 

6.Какие слова рифмуются со словом «друг», если соблюдать правила произношения? Почему другие слова не рифмуются?

Стук, подруг, протух, двух, плуг.

 

7.Расставьте ударения в кратких страдательных причастиях. Объясните свой выбор.

 

1)заперт, заперто, заперта, заперты

2)начат, начато, начата, начаты

3)поднят, поднято, поднята, подняты

4)принят, принято, принята, приняты

5)согнут, согнуто, согнута, согнуты

6)налит, налито, налита, налиты

 

8.Объясните постановку ударения в причастиях.

 

1)привлечён, привлечен, привлечено, привлечены

2)включен, включена, включено, включены

3)повторен, повторена, повторено, повторены

4)завезен, завезена, завезено, завезены.

 

9.Прочитайте стихотворение В.Громова «Шутка». Как всё-таки произносится слово «творог»? Какую ошибку в произношении допустила кассир? А как правильно сказать?

                        Мой дядя выяснял лет сорок

                        И всё же выяснить не мог,

                        Как говорить вернее: твóрог?!

                        А может, правильней – творóг?!

                        И как-то он в молочной лавке

                        Его увидел на прилавке, –

                        Лицо, как роза, расцвело,

                        Решил купить он полкило.

                        Но тотчас, на прилавок глядя,

                        Опять задумался мой дядя:

                        «Ведь, вероятно, он не дорог,

                        Пойдёт в ватрушку и в пирог…

                        А как спросить: “Почём творóг?

                        А может, правильнее – твóрог?”»

                        А в это время у прилавка

                        И шум, и очередь, и давка,

                        Но дядя дольше всех стоит

                        И сам с собою говорит:

                        «Н-да…Я к произношенью строг,

                        Не допускаю оговорок…

                        Но как ж всё-таки – творóг,

                        А может, правильнее – твóрог?!

                        Задачу эту смог решить

                        Мой дядя, лишь дойдя до кассы,

                        Сказав: «Прошу вас получить

                        За полкило… творожной массы».

                        Кассирша мало разбиралась

                        В местоименьях, в падеже

                        И так сказала: «Не осталось,

                        Она распродата уже!»

 

10.Прочитайте стихотворения. Определите, какое из употреблённых ударений в выделенных словах устарело, а какое является правильным в наше время.

                        И что за диво?.. издалека,

                        Подобный сотням беглецов,

                        На ловлю счастья и чинов

                        Заброшен к нам по воле рока…

                                                                       М.Ю. Лермонтов

 

                        Вот поднялись издалека

                        Грядою длинной облака.

                                                                       И.Н. Никитин

11.Могут ли ошибки в произношении и ударении влиять на грамотность письменной речи? Покажите это на примерах.

 

12.Расставьте ударения в причастиях.

Ленящийся (от лениться), принявший, принятый (от принять), проживший, прожитый (от прожить), понятый, понявший (от понять).

 

13.Сравните пары слов. Чем отличаются они в произношении?

Варенный (прич.) – вареный (прил.), груженный (прич.) – груженый (прил.), занятый (прич.) – занятой (прил.).

 

14.Расставьте ударения в выделенных словах.

1)Поляна, окруженная вековыми елями, казалась островком в зеленом море.

2)Вареная свекла была мелко нарезана.

3)Вагоны, груженные лесом, отправлены с опозданием.

4)Груженые вагоны вот уже месяц простаивали на путях.

5)Занятый интересной работой, он даже не заметил появления гостей.

6)«Вы, я вижу, человек занятой», – произнес проводник.

7)Принятое решение должно быть выполнено.

 

15.Прочитайте отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Какое слово подсказывает правильное звучание наречия «скучно»?

                        Но говорят, вы нелюдим;

                        В глуши, в деревне, всё вам скучно,

                        А мы…ничем мы не блестим,

                        Хоть вам и рады простодушно.

 

16.Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого. Какое слово поэт записал не так, как оно обычно пишется? Для чего он это сделал?

                        Уступи мне, скворец, уголок,

                        Посели меня в старом скворешнике.

                        Отдаю тебе душу в залог

                        За твои голубые подснежники.

 

17.Расставьте ударения в глаголах и деепричастиях.

Начать – начав, передать – передав, поднять – подняв, принять – приняв, понять – поняв, продать – продав, прожить – прожив.

 

18.Расшифруйте записанные в виде задачи орфоэпические правила. Приведите примеры на данные правила.

1)зч и сч = [щ]

2)чн = [шн] в некоторых словах и [чн] – во многих

3)а и о без ударения = [а]

4)я в безударном слоге = [иэ]

 

19.Прочитайте загадку К.И. Чуковского. Найдите слово, в котором допущена ошибка в произношении. Произнесите его правильно.

                        Хожу-брожу не по лесам,

                        А по усам, по волосам,

                        И зубы у меня длинней,

                        Чем у волков и медведей.

 

20.Ученик допустил ошибки в произношении данных слов. Какие это ошибки? Как правильно читать слова? В каком слове встретились две ошибки?

Коне[чн]о, д[о]рóга, [т'а]нуть, идё[т'], мя[кш]е, мусоропрóвод, ля[ш], восе[м], лош[а]дей, облé[к]чить.

 

21.Какое произношение из двух приводимых вариантов является правильным? Где это возможно, объясните, почему возникает та или иная орфоэпическая ошибка.

[Ч'т]о – [шт]о, коне[ч'н]о – коне[шн]о, бере[к] – бере[х], [фанэ]тика – [фонэ]тика – [фан'э]тика, ску[ч'н]о – ску[шн]о, сне[к] – сне[х], [т'э]кст – [тэ]кст, начинае[ца] – начинае[тс']я.

 

22.Расшифруйте предложения, записанные с помощью знаков фонетической транскрипции.

1)[шэс'т' д'н'эй' прав'óл й'а в ък'иэáн'ь]

2)[c'иэвóд'н'ь пр'ишлóс' над'эт' с'в'итър]

3)[й'иэзык й'эс'т' ср'эцтвъ апщ'эн'ий'ь]

 

23.Расшифруйте фонетическую запись.

[издъл'эка в'иднъ как в'эс'ьлъ м'иэл'кай'ут пъ кустм й'аркий'ь флашк'и. ан'и зацэпл'ьны зай'олъч'к'и б'иэр'оск'и ас'инк'и нъ высат'э ростъ ч'ьлав'экъ штобы з'в'эр' зам'эт'ил их издъл'и].

 

24.Какое изобразительное средство, основанное на подборе определённых звуков, использует В.Я. Брюсов в стихотворении «Сухие листья»? Как называется это средство? Какое значение имеет в данных стихах?

                        Сухие листья, сухие листья,

                        Сухие листья, сухие листья,

                        Под тусклым ветром кружат, шуршат.

 

25.Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка». Какую роль играет звукопись в этом стихотворении? Какой звук чаще всего повторяется?

                        Русалка плыла по реке голубой,

                        Озаряема полной луной;

                        И старалась она доплеснуть до луны

                        Серебристую пену волны. 

 

ОТВЕТЫ

 

1. Правильное ударение: дефúс, начáть, началá, красúвейший, грустнá, подня'в, приня'в, принятá.

 

2.Правильное произношение: ску[ш]но, фо[н]етика, [т']ермин, м[ъ]лако, б[иэ]жать, п[ь]ределать, моро[c], бере[к], пос[c']ле, [j'иэ]зык, Бо[х].

 

3. «Лишние» слова:

1)Бог – произносится [х] на конце слова, в других словах – [к]

2)вздох – на конце произносится [x], в остальных словах – [к].

 

4. «Лишние» слова: 1)экстренный, 2)этика: в них начальный звук [э] – ударный, произносится отчётливо. В других словах [э] безударный, он произносится менее отчётливо.

 

5.1)грибок, погоди, погода, где, когда – в этих словах произносится взрывной [г];

2)сапог, порог, стог – произносится [к];

3)Бога, эге, бухгалтер – фрикативный [h];

4)итого, сегодня, его, столичного – произносится [в].

 

6.Со словом «друг» рифмуются при соблюдении норм произношения слова «стук», «подруг», «плуг», так как на конце слова происходит оглушение звука [г] и он произносится как [к]. Слова «протух» и «двух» не могут рифмоваться, как произношение [друх] неверное.

 

7.Ответы:

1)зáперт, зáперто, запертá, зáперты

2)нáчат, нáчато, начатá, нáчаты

3)пóднят, пóднято, поднятá, пóдняты

4)прúнят, прúнято, принятá, прúняты

5)сóгнут, сóгнуто, сóгнута, сóгнуты

6)нáлит и налúт, нáлито, налитá, нáлиты и налúты.

 

8.Ответ:

1)привлечён, привлеченá, привлеченó, привлечены'

2)включён, включенá, включенó, включены'

3)повторён, повторенá, повторенó, повторены'

4)завезён, завезенá, завезенó, завезены'.

 

9.Ответ: допустимо произносить и твОрог и творОг. Продавец неправильно произнесла причастие, образованное от глагола «распродать». Нужно говорить распрОдана или распроданА.

 

10.Ответ: нормы современного литературного произношения предусматривают ударение издалекА. Но в словарях есть помета: допускается издалёка.

 

11.Ответ: произношение слов влияет на грамотность письменной речи. Человек, допускающий ошибки в произнесении каких-либо слов, обычно и пишет эти слова с ошибками. Например, некоторые пишут так, как произносят: «жисть», «ндравится», «транвай», «споминать», «возращение».

 

12.Ответ: лЕнящийся, принЯвший, прИнятый, прожИвший, прОжитый, пОнятый, понЯвший.

 

13.Ответ: вАренный (прич.) – варЁный (прил.), грУженный (прич.) – гружЁный (прил.), зАнятый (прич.) – занятОй (прил.).

 

14.Ответ: окружённая, варёная свёкла, грУженные, гружёные, зАнятый, занятОй, прИнятое.

 

15.Ответ: в этом отрывке слово «скучно» рифмуется с «простодушно», которое подсказывает произношение: ску[шн]о – простоду[шн]о.

 

16.Ответ: в стихотворении Заболоцкий намеренно написал «скворешнике», а не «скворечнике», чтобы при чтении стихотворения случайно не нарушилась рифма.

 

17.Ответ: начАть – начАв, передАть – передАв, поднЯть – поднЯв, принЯть – принЯв, понЯть – понЯв, продАть – продАв, прожИть – прожИв.

 

18.Ответ:

зч и сч = [щ]: на месте сочетаний зч и сч на стыке корня и суффикса и на стыке предлога и слова произносится [ш:'] - обра[ш:']ик, доно[ш:']ик, [ш:']ёткой (с щёткой).

чн = [шн] в некоторых словах и [чн] – во многих: современные нормы литературного произношения предусматривают, что на месте буквенного сочетания ЧН в некоторых словах звучит [шн] – ску[шн]о, коне[шн]о; во многих словах произносится [чн]: коричневый, ручной.

а и о без ударения = [а]: нормы современного русского литературного произношения предусматривают, что на месте букв А и О в первом предударном слоге после твёрдых согласных звучит звук [а] – [а]нализ, кар[а]ндаш.

я в безударном слоге = [иэ]: на месте Я после мягких согласных в первом предударном слоге произносится [иэ] – [м'иэ]сной.

 

19.Ответ: ошибка допущена в произношении слова «медведей». Такое произношение, с ударением на последнем слоге, обусловлено рифмой: длинней – медведей. Правильно будет произносить с ударением на втором слоге: медвЕдей.

 

20.Ответ: коне[шн]о, д[а]рóга, [т'иэ]нуть, идё[т], мя[хч']е, мусоропровóд, ля[к], восе[м'], лош[ыэ]дей, обле[х]чúть.

Две ошибки встретились в слове «облегчить»: одна связана с произношением звука [х] на месте буквы Г, другая – с ударением.

 

21.Ответ: [шт]о, коне[шн]о, бере[к], [фанэ]тика, ску[шн]о, сне[к], [т'э]кст, начинае[ца].

 

22.Ответ: 1)шесть дней провёл я в океане, 2)сегодня пришлось надеть свитер, 3)язык есть средство общения.

 

23.Ответ: Издалека видно, как весело мелькают по кустам яркие флажки. Они зацеплены за елочки, березки, осинки на высоте роста человека, чтобы зверь заметил их издали.

 

24.Ответ: в стихотворении повторяются согласные звуки [с],[т],[х],[ш]. Они помогают поэту образно передать звуковые впечатления от осеннего листопада. Такой приём называется звукописью, а повторение согласных звуков – аллитерацией.

 

25.Ответ: в стихотворении повторяется звук [л], который создаёт образ плывущей русалки, её плавные движения, плеск волн.



Источник: http://Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010
Категория: Русский язык 7 класс | Добавил: филолог (03.08.2015)
Просмотров: 1708 | Теги: фонетика, 7 класс, Олимпиада по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: