Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 7 класс

Морфемика. 7 класс

Морфемика. 7 класс.

 

1.Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.

1)писать → … → писательский

2)пять → … → пятёрочка

3)держать → … придерживание

4)селить → … переселение

5)шелест → … → зашелестеть

6)думать → … → обдумывать.

 

2.Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.

1)много → … → множественный

2)голос → … → голосование

3)граница → … → ограничить → … → неограниченность

4)свет → … → освещение

5)дешёвый → … → удешевление

6)беречь → … → сберегательный

 

3.Расположите слова в правильном порядке, чтобы получились словообразовательные цепочки.

1)подкрепление, крепить, подкрепить

2)земледелец, земля, земледельческий

3)покрашенный, красить, покрасить

4)правда, оправданный, оправдать

5)глушить, приглушенный, приглушить, глухой, приглушенность

6)прозаседать, заседать, прозаседавшийся, прозаседаться.

 

4.Что такое словообразовательное гнездо? Попробуйте составить словообразовательное гнездо с исходным словом «след».

 

5.Определите способ образования наречий.

Быстро, творчески, засветло, наизнанку, назавтра, мимоходом, давным-давно, утром, зимой, вплотную, во-вторых.

 

6.Образуйте от данных существительных глаголы и прилагательные.

Кость, стекло, лёд, столб.

 

7.Образуйте от данных слов с помощью суффиксов глаголы и запишите их.

Голос, досада, честь, чувство, старый, мелкий, слабый, дешёвый, нервный, подлый, жадный, цитата, провокация, операция.

 

8.В каком слове – «чистильщик» или «кровельщик» – можно выделить суффикс –щик?

 

9.Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Редеющих, показалась, птица, мелкий, обломившийся, сучок, лёгкий, прыжок, заметный, бережёт, густой, отразилась, чистый, тихо, плещется, высоко, неподвижный, облака.

 

10.Выпишите из приведённых ниже слов однокоренные: 1)с вариантами корней, 2)с вариантами приставок, 3)с вариантами суффиксов.

Сучок, разолью, камешек, черенок, сук, надкусить, друг, содрать, роспись, мшистый, травяной, разлить, надорвать, купание, черешок, деревянный, подозвать, земляной, стащить, сдирать, мох, оловянный, подлить, камень, дружище, ученик, расписать.

 

11.Продолжите данную цепочку. Что обозначает суффикс –ин-? Как образовалось слово «говядина»?

Свинина ← свиное, баранина ← баран, конина ← конь, осетрина ← осетр, говядина ←

 

12.Выделите морфемы в словах «ездить» и «ехать». В каких словах ещё есть корень, состоящий из одной буквы?

 

13.Можно ли назвать родственными словами «стол» и «постель»?

 

14.Одинаковое ли значение имеет приставка О-(ОБ-) в приведённых словах? Разделите слова на группы в зависимости от значения приставки. Опишите её значения для каждой группы.

Опенки, огарок, описка, опушка, осколок, опозорить, оплошность, обрамлённый, ошибка, озадачить, опечатка, огрызок, окурок, осрамить, оказаться.

 

15.Назовите слова с заимствованным элементом КОН- и КОМ-. Какое значение имеет эта латинская приставка?

 

16.Приведите примеры слов с приставкой ре-. Какое значение имеет эта приставка? Что обозначают слова с ней?

 

18.Прочитайте сказку «Ученики ЕК и ИК». Какое грамматическое правило положено в основу сказки?

 

            В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс ИК был прилежным учеником, а его друг, суффикс ЕК, был самым настоящим прогульщиком, вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс ТЕЛЬ, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе ЕК.

 

19.В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначают значком ~ (тильдой). Например, корень «лес»: ~ок, ~ник, ~ничий и т.д. Напишите слова, в которых корень заменён тильдой.

 

1) ~ное существование, по~ить(ся), при~ение, пере~ие

2) радио~ник, ~ные экзамены, ~ная дочь, оказать тёплый ~, выпить лекарство в один ~

3) ~ливый человек, ~ливые возгласы, ~ствовать хорошее начинание, передавать кому-либбо ~.

 

 

20.Выпишите слова, которые имеют суффикс –чик.

Калачик, резчик, кузнечик, обидчик, чубчик, мячик, зубчик, болванчик, стаканчик, грузчик, возчик, перчик, огурчик, ключик, ларчик, кончик, жетончик, пончик, чуланчик, стульчик, пальчик, лучик, ситчик, лётчик, кирпичик.

 

ОТВЕТЫ

 

1.Ответ:

1)писать → писатель → писательский

2)пять → пятеро → пятёрка →пятёрочка

3)держать → придержать → придерживать → придерживание

4)селить → переселить → переселение

5)шелест → шелестеть → зашелестеть

6)думать → обдумать → обдумывать.

 

2.Ответ:

1)много → множество → множественный

2)голос → голосовать → голосование

3)граница → граничить → ограничить → ограниченность → неограниченность

4)свет → светить → осветить → освещение

5)дешёвый → дешевить → удешевить → удешевление

6)беречь → сберечь → сберегать → сберегательный

 

3.Ответ:

1)крепить → подкрепить → подкрепление

2)земля → земледелец → земледельческий

3)красить → покрасить → покрашенный

4)правда → оправдать → оправданный

5)глухой → глушить → приглушить → приглушенный → приглушенность

6)заседать → прозаседать → прозаседаться → прозаседавшийся.

 

4.Ответ: словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

След-ом

в-след

бес-следный → бес-след-н-о

след-и-ть → на-след-и-ть

след → след-ова-ть → след-ова-ни-е

по-след-ова-ть → по-след-ова-тель → по-след-ова-тель-ниц-а

по-след-ова-тельн-ый → по-след-ова-тельн-ость

 

5.Ответ:

Быстро – суффиксальный от «быстрый»

творческий – суффиксальный от «творческий»

засветло – приставочно-суффиксальный от «светлый»

наизнанку – приставочно-суффиксальный от «изнанка»

назавтра – приставочный от «завтра»

мимоходом – сложение с присоединением суффикса от «мимо ходить»

давным-давно – сложение с присоединением суффикса от «давно давно»

утром – переход из одной части речи в другую от существительного «утром» в творительном падеже

зимой – переход из одной части речи в другую от существительного «зимой» в творительном падеже

вплотную – приставочно-суффиксальный от «плотный»

во-вторых – приставочно-суффиксальный от числительного «второй».

 

6.Ответ:

Кость – окостенеть – окостенелый; стекло – стекленеть – остекленелый; лёд – оледенеть – оледенелый; столб – остолбенеть – остолбенелый.

 

7.Ответ: голос – голосить, досада – досадить, честь – чествовать, чувство – чувствовать, старый – стареть, мелкий – мельчить, мельчать; слабый – слабеть, дешёвый – дешеветь, нервный – нервничать, подлый – подличать, жадный – жадничать, цитата – цитировать, провокация – провоцировать, операция – оперировать.

 

8.Ответ: суффикс –щик- можно выделить в слове «кровельщик», потому что оно образовано с помощью этого суффикса от основы слова «кровля»; происходит также чередование «нуля звука» с Е. В слове «чистильщик» суффикс –льщик. Слово образовано от основы глагола «чистить» с помощью этого суффикса.

 

9.Ответ:

Редеющий – реже, показалась – кажется, птица – птичка, мелкий – мельче, обломившийся – обламывать, сучок – сук, лёгкий – легче, прыжок – прыгать, заметный – замечать, бережёт – берегу, густой – гуще, отразилась – отражение, чистый – чище, тихо – тише, плещется – плеск, высоко – выше, неподвижный – двигаться, облака – облачный.

 

10.Ответ:

1)слова с вариантами корней: сучок – сук, камешек – камень, черенок – черешок, друг – дружище, мшистый – мох, сдирать – содрать.

2)с вариантами приставок: разолью – разлить, надкусить – надорвать, подозвать – подлить, стащить – содрать, роспись – расписать.

3)с вариантами суффиксов: травяной – деревянный, земляной – оловянный, учение – купание.

 

11.Ответ: суффикс –ин- имеет значение «вид мяса, рыбы». Слово «говядина» произошло от «говядо». Говядина – это мясо коровы или быка как пища. Суффикс –ин- в слове «говядина» тот же, что в существительных «свинина», «баранина», «конина», «осетрина», «лососина» и прочих, образованных от слов «свиное (мясо)», «баран», «конь», «осетр», «лосось». Отличие заключается в том, что исходное слово «говядо», от которого было образовано с помощью суффикса –ин- существительное «говядина», с течением времени в русском языке было утрачено. Это общеславянское слово имело значение «крупный рогатый скот». В праславянском языке оно появилось как суффиксальное производное от корня «гов», родственного латышскому guovs («крупный рогатый скот»), армянскому kov («корова»). Таким образом, то современное определение говядины, которое мы находим в словарях («мясо коровы или быка как пища»), совпадает с его этимологией.

 

12.Ответ: в глаголах «ездить», «ехать» (по соотношению со словами «еду», «ехала», «ездила», «приезд») выделяется корень –Е-, представляющий собой непроиводную основу связанного характера, известную лишь в сочетании с каким-либо суффиксом (-л-, -ха-,-зд-). Фонетически слабо выраженных корней типа –Е- в современном русском языке немного, однако они всё же есть, например: -у- в «обуть, разуть», -й- в «зайти» и т.п.; -е- в «ем, ещь»; -а- в «акать», -и- в «икать» и некоторые другие. Суффикс –зд-, выделяемый сейчас только в слове «езда» и родственных ему, является нерегулярным суффиксом того же значения, что и продуктивный суффикс –ние (-ение) (ходить – хождение), то есть суффиксом абстрактного действия. Что касается суффикса –ха- в глаголе «ехать» (и его формах «ехал», «ехавши»), указывающего на основу инфинитива, то он появился здесь скорее по аналогии, под влиянием глаголов типа «махать», «слыхать».

Таким образом, в данных словах выделяются такие морфемы: е-зд-и-ть, е-ха-ть.

 

13.Ответ: оба слова «стол» и «постель» восходят к одному источнику – стлать, стелить. Понятие «стол» первоначально обозначало «то, что простирается, стелется»: подстилку, затем возвышение, покрытое такой подстилкой, затем и род мебели.

            В древнерусском жилище обязательно стоял стол. Вокруг него скамьи, лавки. Скамьи шире лавок. На них не только сидели, но и спали, отдыхали после обеда. Кроватью нашим предкам служила скамья, прикреплённая к стене. К такой скамье могли приставлять ещё лавку, затем клали, стелили постель: пуховики (или перины), изголовья и подушки. В праздники постель убирали понаряднее: на изголовья и подушки натягивали наволочки бархатные, атласные, чаще красного цвета, шитые золотом и серебром.

            Таким образом, слова «стол» и «постель» исторически родственны, но в современном русском языке имеют разный состав: слово «стол» состоит из корня и нулевого окончания, а «постель» – по-стель ( от стел-и-ть), а также разные словообразовательные гнёзда: «стол – столик, столовый, застольный»; «постель – постелька, постельный».

 

14.Ответ: приставка О-(ОБ-) может обозначать распространение действия вокруг предмета: опенки – грибы, растущие вокруг пня; опушка – меховая обшивка по краям одежды или край леса, обрамлённый деревьями; обрамлённый – вставленный в раму или окружённый чем-либо, словно рамой.

            Приставка О-(ОБ-) обозначает также наличие ошибки, промаха в действии. По этому типу образованы слова «ошибка, описка, опечатка, оплошность (корень «плох», ср.: «сплоховать» – совершить ошибку).

            Приставка О- обозначает также и частицу какого-либо предмета, оставшуюся в результате того или иного действия: осколок (отколовшаяся часть от чего-либо), огрызок, огарок (остаток недогоревшей свечи), окурок.

            В словах «озадачить», «опозорить», «осрамить», «оказаться» приставка О- несёт смысловую нагрузку завершённости, законченности действия.

 

15.Ответ: слова с приставкой «кон-»: конгресс, конденсация, конкретный, концентрировать, концерт, контакт. В этих словах «кон-» соответствует русской С-(СО-) и обозначает сближение, соединение.

            Слова с приставкой: «ком-»: комбинат, комбинезон, коммуна, комплект, композиция.

            Приставка «ком-» является разновидностью приставки «кон-». Комбинат – объединение промышленных предприятий, в котором продукты одного предприятия служат сырьём для другого. Комбинезон – рабочий костюм, сочетание куртки и брюк. Коммуна – община, объединение равноправных лиц. Комплект – собрание, набор нужных предметов. Композиция – составление целого из частей.

 

16.Ответ: многие заимствованные или новообразованные слова русского языка содержат латинскую или французскую приставку «ре-», которая означает «обратно, назад, снова». Например, «акция» по-латыни «действие, «реакция» – «ответное действие. Ревизия – пересмотр, проверка. Резонанс – ответный звук, отзвук. Реконструкция – перестройка. Репетиция – повторение, пробное выступление, подготовка. Репродукция – воспроизведение. Реставрация – восстановление.

 

17.Одинаково ли образованы прилагательные «молчаливый», «болтливый», «ворчливый», «хвастливый»?

 

Ответ: слово «молчаливый» отличается от других. Особенность его в том, что суффикс –лив- присоединяется в нём к инфинитивной основе, включая суффикс глагола –а-: молч-а-ливый, тогда как по правилу он должен следовать за основой глагола без суффикса –а-(ср.: болтливый, а не болталивый; ворчливый, а не ворчаливый и д.т.).

Такое словообразовательное своеобразие этого прилагательного объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса –лив-, а на самом деле возникло как производные посредством суффикса –в- (подобно словам «спесивый», «ленивый», «лживый», «льстивый», «красивый») от существительного «молчаль» – «молчание», сейчас утраченного.

 

18.Ответ: в этой грамматической сказке рассказывается о правописании суффиксов существительных –ЕК- (-ИК-). Если при изменении слова гласная суффикса выпадает, надо писать –Е-, это суффикс –ЕК-. А если при изменении слова гласная суффикса остаётся, то надо писать –И-, это суффикс –ИК-. Например: замочек – замочка, платочек – платочка, карандашик – карандашика.

 

19.Ответ:

Полученные слова:

1)мирное существование, помирить(ся), примирение, перемирие.

2)радиоприёмник, приёмные экзамены, приёмная дочь, оказать тёплый приём, выпить лекарство в один приём.

3)приветливый человек, приветливые возгласы, приветствовать хорошее начинание, передавать кому-либо привет.

 

20.Ответ:

Суффикс –чик имеет значение уменьшительно-ласкательное или «род занятий, профессия».

Резчик (от «резать»), обидчик (от «обидеть»), чубчик (от «чуб»), зубчик (от «зуб), болванчик (от «болван»), стаканчик (от «стакан»), грузчик (от «грузить»), возчик (от «возить»), жетончик (от «жетон»), чуланчик (от «чулан»), стульчик (от «стул»), лётчик (от «летать»).

В остальных словах ЧИК входит в корень (кузнечик, пончик) или есть суффикс –ИК, а не –ЧИК (ключ-ик, мяч-ик).



Источник: http://Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010
Категория: Русский язык 7 класс | Добавил: филолог (06.08.2015)
Просмотров: 3416 | Теги: морфемика, одаренные дети, Олимпиада по русскому языку | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: