Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 8 класс

Фонетика.Графика.Орфография.8 класс

Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010

 

Фонетика. Графика. Орфография. 8 класс

 

1.Прочитайте стихотворение В.А. Суслова. Какой звук чаще всего повторяется в нём? Какой образ создаётся благодаря повторению данного звука?

                        Ливень льёт! Ливень льёт!

                        Пляшут капли в лужице.

                        Плот плывёт! Плот плывёт!

                        Плот по луже кружится.

                        Лягушонок влез на плот

                        И кричит: «Ура! Вперёд!»

                        Плещут волны! Хлещут волны!

                        Заливают с головой.

                        – Что мне волны! Самый полный! –

                        Не сдаётся рулевой.

 

Ответ. В этом стихотворении повторяются звук [л], твёрдый и мягкий, сочетания пл, лн. Звукопись передаёт весёлое звучание сильного дождя.

 

2.Сколько звуков [ш] в стихотворении В.А. Приходько «Пешком шагали мышки»? Зачем их столько понадобилось автору?

                        Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

                        От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

                        А в деревушке Ложки у них устали ножки.

                        Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

                        И пели до порожка, и щёлкали орешки –

                        От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

                        Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

                        А на пушистой киске и мягко, и приятно.

                        А если кошке по пути – отчего не подвезти?!

 

Ответ. В стихотворении 24 звука [ш]. Такое обилие шипящего [ш] передаёт тихое, неслышное, мягкое шуршание лапок мышей и кошки.

 

3.Прочитайте стихотворение. О какой орфограмме идёт речь в этих строчках?

                        Иногда согласные

                        Играют с нами в прятки.

                        Они не произносятся,

                        Но пишутся в тетрадке.

 

Ответ. Это стихотворение об орфограмме «непроизносимые согласные в корне слова». Всем известно и такое напоминание, как писать некоторые слова:

                        Не чудесно, не прекрасно,

                        А ужасно и опасно

                        Букву Т писать напрасно.

                        Всем известно, как прелестно

                        Букву Т писать уместно.

 

4.Как объяснить, почему в слове «лестница» мы пишем букву Т?

 

Ответ. В древнерусском языке было слово «лъствица». Оно превратилось в «лестницу» под влиянием таких слов, как «сахарница», «чернильница». Что же касается самого слова «лъства» («лъзтва»), то оно образовалось от глагола «лезти», «лезть» с помощью суффикса –тв(а). Значит, непроизносимый [т] в корне существительного «лествица» – это суффикса –тв(а).

 

5.Прочитайте тексты. Какая ошибка объединяет их? Отредактируйте тексты так, чтобы устранить эти ошибки.

 

1)У матери, как это всегда бывает, не изменилось одно – голос. Глубокий, гортанный, умеющий вкусно произносить окончания слов и округлять букву «а». (В.В. Липатов)

2)Он призадумался, что бы такое сказать. Потом заговорил. В его речи действительно не было ни одной буквы «ш» (В.С. Токарева).

3)– Вот вам! Вот вам за моих друзей! – крикнула Маша, не то смеясь, не то плача. – Я не дам вам сказать ни слова. Ни слова! Ни буковки! (Ю.В. Бондарев).

4)– И! – слышу последнюю букву. – И! И! (Г.А. Беглов).

 

Ответ. Во всех текстах одна и та же ошибка: вместо слова «буква» надо употреблять слово «звук». Буквы пишутся, а звуки произносятся.

 

6.Повторение какого звука помогло К.Д. Бальмонту воспроизвести шум ветра?

                        Полночной порою в болотной глуши

                        Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

 

Ответ. К.Д. Бальмонт использовал звукопись. Повторение глухого шипящего звука [ш] передаёт шум ветра.

 

7.Какой фонетический закон использовал К.И. Чуковский в стихотворении «Телефон» для рифмовки строк?

1)А потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки».

2)А потом позвонил медведь,

Да как начал, как начал реветь.

 

Ответ. К.И. Чуковский для рифмовки строк пользовался знаниями об оглушении согласных звуков. Благодаря этому фонетическому закону (оглушение звонких согласных, стоящих перед глухими звуками и в конце слова) рифмуются слова: марты[ш]ки – кни[ш]ки, медве[т'] – реве[т']

 

8.Прочитайте предложение. Отметьте написания, не соответствующие произношению.

 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками (И.С. Тургенев).

 

Ответ. В данном предложении не соответствует произношению написание слов «клад» [клат], предшественниками [пр'иэтшэств'ьникъми], так как здесь происходит оглушение согласных. Не соответствует написанию также произношение слов в с безударными гласными, потому что только в сильной позиции гласные произносятся так, как пишутся: [б'ьр'иэг'úт'ь], [j'иэзык], [пр'иэкрасныj'], [рускъj'], [дастаj'áн'иj'ь], [нáшим'и].

 

9.Вставьте пропущенные буквы. Данные слова разделите на две группы. По какому фонетическому признаку вы их распределили?

            Блес(?)нуть, свис(?)нуть, ужас(?)ный, опас(?)ный, ровес(?)ник, чудес(?)ный, чес(?)ный, сверс(?)ник, чу(?))ствовать, ярос(?)ный, прелес(?)ный, я(?)ства.

 

Ответ. 1)блеснуть, ужасный, опасный, ровесник, чудесный, яства. 2)свистнуть, честный, сверстник, чувствовать, яростный, прелестный.

 

Данные слова распределены по признаку «наличия или отсутствия» непроизносимой согласной. Непроизносимые согласные появляются в том случае, если в слове рядом находятся сразу три согласных буквы, которые трудно произносить, поэтому отдельные звуки при произнесении исчезают. Чтобы проверить написание слов с непроизносимой согласной, нужно слово изменить или подобрать однокоренное так, чтобы после непроизносимой согласной стояла гласная.

 

10.Прочитайте текст. Отметьте в корне слова написания, не соответствующие произношению. Написание каких гласных можно проверить правилом?

            Сентябрь – первый осенний месяц.

            Сентябрь – первый шаг осени. Природа будто на распутье: и с летним теплом прощаться не спешит, и осенней свежести сторонится. Леса и рощи сменяют зелёный наряд на жёлтый и багряный.

 

Ответ. Написания, не соответствующие произношению: шаг – [шак], будто – [буттъ], наряд – [нар'ат], желтый – [жолтыj].

            В данном тексте есть слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова и слова с гласными после шипящих. Безударные гласные в корне слова можно проверить, подобрав однокоренные слова с ударным гласным: спешит – спЕшка, сторонится – стОроны, сторОнка, сменяют – обмЕн, зелёный – зЕлень, багряный – бАгр (краска густо-красного оттенка, устар.). По правилу в корне слова после шипящих пишется Ё, а не О (жёлтый).

 

11.Прочитайте текст.

 

            В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова «стрелки» и «гвоздики» и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные.

            Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов: почему так получилось? Капитаны, в общем-то, не растерялись и объяснили всё, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться – в этом и был подвох.

           

О чём они должны были догадаться?

 

Ответ. Капитаны должны были догадаться о том, что в каждом написанном слове скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрéлки – стрелкú, гвóздики – гвоздúки.

 

12.Прочитайте историю, рассказанную студентом университета. Объясните, почему возникла такая ситуация.

 

            Недавно произошёл такой случай. В студенческой столовой мой однокурсник-иностранец подошёл к столику, за которым уже сидел наш студент, и спросил, заняты ли места рядом с ним. К удивлению однокурсника, сидящий встал, извинился и ушёл.

 

Ответ. Очевидно, иностранец хотел произнести примерно такую фразу:

– Этот столик занят?

Но произнёс так:

– Этот столик занят.

            Прозвучало не вопросительное, а повествовательное предложение. Интонация при произношении имеет важное значение. Чтобы правильно произнести фразу надо её точно интонационно оформить.

 

13.В некоторых языках ударение одноместное, то есть закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, во французском языке оно всегда падает на последний слог, в чешском – наоборот, на первый.

            Чем характеризуется ударение в русском языке? Приведите примеры. Какое значение имеют эти качества русского ударения?

 

Ответ. В русском языке ударение разноместное (свободное): есть слова с ударением на первом и последнем, на предпоследнем и среднем слогах. Например, мармелАд, привилЕгия, пОчерк, капрИзничать. Более того, разнообразие ударных позиций обусловлено ещё тем, что в одном и том же слове оно может передвигаться с одного слога на другой при склонении и спряжении слов. Это качество русского ударения называется подвижностью. Ударение в русском языке в одних словах подвижное (головА – гОлову), в других – неподвижное (берёзы – берёзами).

            Разноместность ударения позволяет различать слова омографы: мУка – мукА. Подвижность ударения даёт возможность разграничивать разные формы одного и того же слова: головЫ и гОловы, рассыпАть и рассЫпать.

 

14.Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в слове «толпа», которое встречается в басне И.А. Крылова «Слон и Моська»?

                        Известно, что слоны в диковинку у нас, –

                        Так за слоном толпЫ зевак ходили.

 

Ответ. Разноместность и подвижность ударения даёт нашей речи много преимуществ: увеличивает возможность смыслоразличения, обогащает наши грамматические средства, появляются варианты произношения. Поэзия сохраняет вариантные (старые) ударные позиции слов. От ударения зависит размер стиха, и перенос его ломает стихотворную строчку. Поэтому произносим мы стихи с учётом произношения, свойственного их автору: «Гремит музЫка полковая» (А.С. Пушкин), «Так за слоном толпЫ зевак ходили» (И.А. Крылов).

 

15. Сколько слов здесь записано? Как такие слова называются?

 

Атлас, орган, кругом, жаркое, подать, обмер, парить, хлопок, козлы.

 

Ответ. В каждом написанном слове спрятаны два, различающиеся ударением. Это омографы: пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

            Атлас – атлАс, Орган – оргАн, крУгом – кругОм, жАркое – жаркОе, пОдать – подАть, Обмер – обмЕр, пАрить – парИть, хлОпок – хлопОк, кОзлы – козлЫ.

 

16.Переведите на язык науки сказку «Ударные и безударные» Ф.Д. Кривина.

 

– А, здравствуйте!

– Извините, я не А, я О.

– О, значит, тёзка! А голос у тебя – совсем как у А.

– Стань на моё место, тогда и посмотрим, какой у тебя будет голос.

– Что же у тебя за место такое?

– Периферия. Ты вот в центре, тебе – всё внимание, а обо мне – кто помнит?

 

Ответ. Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позиции. В сильной позиции, то есть под ударением, гласные звуки произносятся отчётливо, а в слабой позиции, в безударной, – нечётко. Фонема [о] в слабой позиции произносится как [а]: поток – [патóк].

 

17.Перед глухими согласными звучат только глухие, перед звонкими согласными – звонкие. Эти правила связаны с уподоблением предшествующего согласного последующему. Определите, по каким признакам уподобляются согласные в следующих слова.

 

Просьба, пробка, болезнь, сшить, лётчик.

 

Ответ. Уподобление согласных происходит по таким признакам: про[з'б]а – по звонкости, про[пк]а – по глухости, боле[з'н']ь – по мягкости, [ш:]ить – по месту образования шума: [с] – зубной, [ш] – нёбный, лё[ч':]ик – по способу образования [т] – взрывной, [ч'] – слитный, на месте [тч'] появился двойной [ч'].

 

18.На чём основана рифма в стихотворении С.А. Есенина? Соответствует ли это литературному произношению?

 

                        Затуманились лощины,

                        Серебром покрылся мох.

                        Через прясла и овины

                        Кажет месяц белый рог.

 

Ответ. На конце слова звонкие согласные оглушаются. В русском языке звук [г] взрывной; парным для него является глухой [к]: доро[г]а – доро[к]. В южнорусском наречии на месте взрывного [г] произносят щелевой звук, а парным оказывается глухой [х]: доро[г]а – доро[x]. В стихотворении С.А. Есенина отражаются особенности южнорусского говора, поэтому слова «мох» и «рог» рифмуются: мо[x] – po[x]. Литературному произношению это не соответствует, так же как и употребление слова «кажет» (литературное – «показывает»).

 

19.Почему слова «стог – сток» называются омофонами, а слова «зáмок – замóк» – омографами?

 

Ответ. Слова «стог» и «сток» называются омофонами, потому что они произносятся одинаково [сток], от греч. «фоне» – голос, звук. Слова «зáмок – замóк» пишутся одинаково, поэтому их называют омографами, от греч. «графо» – пишу.

 

20.Какую роль играет звукопись в следующих строчках из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина?

                        Уж небо осенью дышало,

                        Уж реже солнышко блистало,

                        Короче становился день,

                        Лесов таинственная сень

                        С печальным шумом обнажалась.

 

Ответ. В стихотворных строчках мы слышим скрытое звучание слов. В стихотворении А.С. Пушкина большое количество глухих шипящих и особенно свистящих согласных, которыми создаётся звукопись. Повторение звуков [с] и [ш] передаёт шелест опадающих листьев.

 

21.Профессор А.В. Миртов писал, что если смотреть на сцену в бинокль, то не только видишь, но и слышишь лучше. Как вы думаете – почему?

 

Ответ. В бинокль видна артикуляция звуков, которые произносит артист, поэтому они лучше распознаются.

 

22.Найдите «лишние» слова.

1)отгул, отбой, отлив, отзвук

2)смерч, пончик, бантик, стена

3)опека, недоуменно, афера, желчь

4)лестница, бездна, поездка, наездник

 

Ответ. «Лишние» слова:

1)отлив, так как звук [т] перед сонорным звуком не озвончается, в остальных словах приставка произносится [од];

2)смерч, так как не происходит смягчения согласного перед мягким, в остальных словах согласные смягчаются перед [ч'];

3)недоумённо, в остальных словах звук [э];

4)лестница, так как в слове есть непроизносимые согласный [т]. В остальных словах согласный звук в корне не произносится.

 

23.Данные слова распределите на две группы в зависимости от произношения: 1)[чн] или 2)[шн].

 

Горничная, горчичник, перечница, подсвечник, полуночник, шуточный, скучно, прачечная, скворечник, пустячный.

 

Ответ.

1)горничная, шуточный;

2)горчичник, перечница, подсвечник, полуночник, скучно, прачечная, скворечник, пустячный.

 

24.Прочитайте отрывок из «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Как произносятся выделенные глаголы?

                        Изловчился он, приготовился,

                        Собрался со всею силою

                        И ударил своего ненавистника

                        Прямо в левый висок со всего плеча.

 

Ответ. Выделенные глаголы произносятся в соответствии со старомосковскими нормами, которые рекомендовали твёрдый вариант произношения: изловчил[cъ], приготовил[съ], собрал[ca].

 

25.Как произносятся данные слова в соответствии со старомосковскими нормами? А как с точки зрения современного литературного произношения?

 

Сталкивать, встряхивать, оттягивать, строгий, тонкий, тихий.

 

Ответ. В соответствии со старомосковскими нормами слова произносятся так: стал[къ]вать, встря[хъ]вать, оття[гъ]вать, стро[гъ]й, тон[къ]й, ти[хъ]й. Старая московская норма рекомендовала в подобных формах на месте гласного [и] произносить редуцированный [ъ], а заднеязычный согласный перед ним должен был звучать твёрдо. И только под влиянием письменной формы литературного языка стали произносить [г'и], [к'и], [х'и], что соответствует современным нормам произношения. В театре в сценической речи традиционно сохраняется произношение в соответствии со старомосковскими нормами.

 

26.Чем объяснить, что в одних заимствованных словах согласный перед Е произносится твёрдо, а в других – мягко: «модель», но «академия»?

 

Ответ. Своеобразие иноязычных слов в том, что в них твёрдые согласные «не хотят» смягчаться перед Е. В русских словах перед Е стоят только мягкие согласные: день [д'энь], дело [д'элъ]. А в заимствованных словах, ещё не подчинившихся русским фонетическим законам, нередко слышатся твёрдые согласные в этой позиции: с[тэ]нд, мо[дэ]ль, ка[фэ]. С другой стороны, многие иноязычные слова в русском языке фонетически осваиваются и по-русски смягчают согласный перед Е: ши[н'э]ль, ака[д'э]мия, [т'э]кст.

 

27.Запишите текст в соответствии с нормами правописания.

[Ж:áтъjь рош / бур'jáн / мълач'áj / д'úкъjь кънапл'á / фс'о / пъбур'эфшъjь ад знójь / рыжъjь и пълум'óртвъjь / т'иэп'эр' аблáскън:ъjь / сóнцъм / ажывáлъ / штоб внóф' зъцв'иэс'т'ú // фтрав'э п'ьр'ькл'кáл'ис' сусл'ик'и /гд'этъ дъл'иэкó вл'эвъ плáкъл'и ч'úб'исы].

 

Ответ. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. В траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы.

 

28.Как правильно произносить русские имена и отчества? Запишите в транскрипции следующие имена.

 

Николай Александрович, Анна Сергеевна, Александр Александрович, Нина Фоминична, Леонид Иванович, Елизавета Ефимовна.

 

Ответ. Имена отчества, которые употребляются в устной речи, должны произноситься с соблюдением соответствующих правил орфоэпии.

            Для людей, не вполне владеющих нормами литературного произношения и ударения, характерно либо побуквенное, либо стяженное произношение русских имён и отчеств. Говорят [ал'иэксандр-ал'иэксандръвич] и [сан-саныч]. Оба варианта произношения нехарактерны для нейтрального, то есть основного, стиля произношения, и их нужно избегать в повседневном общении.

            Мужские отчества, образованные от имён на –ий, звучат так: Дмит[р'ич'], Вита[л'ич']. В соответствующих женских отчествах на месте сочетаний –льев, -рьев, -тьев произносится только первый согласный: Дмит[р']на, Вита[л']на, Игна[т']на.

            Мужские отчества от имён на –ей рекомендуется произносить как Мат[в'эич'], Сер[г'эич']. Что касается женских отчеств, то на месте –ее должно произноситься ['э], например: Алек[с'э]вна, Сер[г'э]вна.

            Мужские отчества от имён на –а(-я) особых трудностей в устной речи не вызывают. нужно говорить: Ни[к'ит'ич'], Фо[к'ич']. Вместе с тем следует обратить внимание, что на месте ЧН в женских отчествах Фоминична, Никитична, Лукинична, Саввична, Кузьминична рекомендуется произносить [шн].

            Николай Александрович [н'икълаj-ал'иэксаныч'], Александр Александрович [ал'иэксан-ал'иэксаныч'], Нина Фоминична [н'инъ-фъм'ин'ишнъ], Леонид Иванович [л'иэън'ит-иваныч'], Елизавета Ефимовна [jиэл'изъв'этъ-jиэф'имнъ].

 

29.Распределите слова на три группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение. Какие черты характерны для ударения в русском языке?

 

Сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, спешиться, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, корыстный, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства.

 

Ответ. Ударение в русском языке свободное, разноместное, подвижное, может меняться с течением времени.

1)пАмятуя, сЕтчатый, спЕшиться, мАковка, знАчимый

2)сирОты, дремОта, ломтЯми, игОльчатый, корЫстный, зубчАтый, экспЕрты, мытАрства

3)позвонИт, баловАть, принялА, облегчИть, паралИч, углубИть, докумЕнт.

 

30.От данных глаголов образуйте формы единственного числа мужского и женского рода прошедшего времени и множественного числа прошедшего времени. Расставьте в словах ударения.

 

Закупорить, принять, базироваться, блокировать, группировать, облегчить, ходатайствовать.      

 

Ответ: закУпорить – закУпорил, закУпорила, закУпорили; принЯть – прИнял, принялА, прИняли; базИроваться – базИровался, базИровалась, базИровались; блокИровать – блокИровать, блокИровала, блокИровали; группировАть – группировАл, группировАла, группировАли; облегчИть – облегчИл, облегчИла, облегчИли; ходАтайствовать – ходАтайствовал, ходАтайствовала, ходАтайствовали.

 

 



Источник: http://Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7 – 8 классы. – М.: ВАКО, 2010
Категория: Русский язык 8 класс | Добавил: филолог (15.08.2015)
Просмотров: 2975 | Теги: олимпиада по русскому языку 8 класс, орфография, графика, фонетика, одарённые дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: