Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 9 класс

Вариант 2

Задание 1

Прочитайте фрагмент романа английской писательницы Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»: «Много лет назад я изучила фонетический алфавит. Всё началось с таблицы из учебника по лингвистике в отцовском магазине… В таблице помимо знакомых мне букв попадались весьма странные символы. Там были прописные “N”, отличавшиеся по значению от строчного “n”, и прописные “Y”, которые означали совсем не то, что маленькие “y”. К некоторым буквам были прицеплены забавные петельки и хвостики, другие перечёркивались горизонтальной чертой. Мне понравилась эта игра, и я заполнила много тетрадных страниц всевозможными сочетаниями, когда, например, “m” своей последней ножкой переходила в “j”, а “v” балансировала на верхушке “o”, как цирковая собачка на мяче». (Перевод В. Дорогокупли)

 

Вопросы:

1. Как называется такой способ записи звучащей речи?

2. Найдите грубую ошибку в приведённом ниже фрагменте такой записи (считая, что она там только одна) и объясните, в чём она заключается: [Антóн куп’и́л арбýс].

3. Знак [v] над буквой гласного ([v]) означает более высокое положение языка при его произнесении, а под буквой согласного ([v]) – наличие у этого согласного голоса. Для обозначения каких звуков русского языка может использоваться знак [v]? Выберите из приведённого списка в качестве примера слово, в котором встречается такой звук: специалист, спецназ, спецзадание, спецагент, спецсектор, спец. Какие условия необходимы для его появления?

 

Модель ответа:

1. Фонетическая транскрипция.

2. Ошибка состоит в обозначении одного и того же звука разными знаками (А и а). В фонетической транскрипции могут использоваться как прописные, так и строчные буквы, но только в том случае, если они «отличаются по значению», то есть передают разные звуки; для обозначения одного и того же звука всегда используется один и тот же символ.

3. Тех звонких, для обозначения которых нет специальной буквы. Спецзадание. Наличие после ц/ч звонкого шумного (не сонорного) согласного.

 

Задание 2

Подберите слова, которые соответствуют значениям, приведённым во втором столбце таблицы, и восстановите этимологическое гнездо. Этимологическое гнездо – совокупность слов, восходящих генетически к одной производящей основе (корню, слову) через цепь словообразовательных отношений, из которых некоторые не осознаются говорящим вследствие фонетических изменений слов, расхождения их значений (Ж.Ж. Варбот)

 

 

Значение слова

Слова этимологического гнезда

1

Углубление под землёй или внутри горного массива

 

2

Кулинар

 

3

Одновременно действие и место действия

 

4

Один из внутренних органов

 

5

Кручина, скорбь, тоска

 

6

Тот, кто заботится о чьих-либо нуждах, потребностях (2 однокоренных слова)

 

7

Мучное кондитерское изделие

 

 

 

Модель ответа

Значение слова

Слова этимологического гнезда

1

Углубление под землёй или внутри горного массива

Пещера

2

Кулинар

Пекарь

3

Одновременно действие и место действия

Печь

4

Один из внутренних органов

Печень

5

Кручина, скорбь, тоска

Печаль

6

Тот, кто заботится о чьих-либо нуждах, потребностях (2 однокоренных слова)

Опекун, попечитель

7

Мучное кондитерское изделие

Печенье (выпечка)

 

Задание 3

Правильная постановка ударения в заимствованных словах часто вызывает большие затруднения. Однако один российский лингвист утверждает, что для некоторой группы слов существуют фонетические закономерности, позволяющие человеку, который ни разу до этого не слышал данных иноязычных слов и не знает язык-источник, произнести их верно в соответствии с правилами современного русского литературного языка:

вилла́н (зависимый крестьянин)

сорба́рия (растение семейства розоцветных)

соина́ри (духовой музыкальный инструмент)

веда́нта (философское течение в индуизме)

то́рий (химический радиоактивный элемент)

колорату́ра (музыкальный термин)

неоцерато́д (австралийская пресноводная рыба)

кимва́л (древний музыкальный инструмент)

гардама́н (вспомогательное средство парусного мастера)

чатура́нга (древнеиндийская игра с фигурами, предшественница шахмат)

акроте́рий (скульптурное украшение)

 

Проанализируйте данные выше слова и укажите закономерности постановки ударения, на основании которых расставьте ударения в следующих словах:

америций (химический элемент)

сюрин (сезон дождей в Японии)

бриония (растение семейства тыквенных)

легато (музыкальный термин)

джентри (дворянство в Англии XVI-XVII вв)

чароит (минерал в Восточной Сибири)

кимбунду (язык народа в северной Анголе)

изатин (химический термин)

 

Модель ответа:

Исследования в области постановки ударения в незнакомых для носителя языка словах осуществил известный российский лингвист, доктор филологических наук Я.Г. Тестелец, который считает, что на ограниченном массиве иностранных слов действуют следующие закономерности:

1) если слово оканчивается на согласный, ударным будет последний слог;

2) если слово оканчивается на гласную, ударным будет предпоследний слог;

3) если слово относится к склонению на -ий, -ия, ударение ставится на гласную, предшествующую -и-.

На основании выявленных закономерностей можно расставить ударения в словах: амери́ций, сюри́н, брио́ния, лега́то, дже́нтри, чарои́т, кимбу́нду, изати́н.

 

Задание 4

Прочитайте предложения, образно описывающие некое действие. Укажите, какие глаголы, употреблённые в переносном значении, соответствуют данным словарным определениям. Составьте по одному предложению с каждым из найденных Вами глаголов в соответствующем значении.

1. Человек представляет, воображает что-либо, будто его мысли, фантазия забирают его с собой, удаляя от реальности.

2. Человек мысленно представляет кого-либо, что-либо в каких-либо образах, словно изображает, воспроизводит предметы, людей, события на плоскости красками.

3. Что-либо забытое вспоминается, представляется человеку в мыслях, будто поднимаясь из памяти, как из глубины воды.

4. Человек представляет какие-то события, образы людей, предметов, вспоминая их одно за другим, будто берёт в руки и рассматривает поочередно какие-либо предметы.

5. Человек представляет что-либо, мысленно обращается к каким-либо событиям, давно прошедшим или забытым, причиняющим огорчение, беспокойство, словно шевелит, приводит в беспорядок что-либо сложенное.

6. Человек представляет что-то, что сильно желает (или мечтает о чём-то). Долго не оставляет эту мысль, словно заботливо ухаживая за ней.

 

Модель ответа:

1. Уносить (уноситься). Мысли унесли его в мир грёз. (Допустимо: Мыслями он уносился в мир грёз).

2. Рисовать (или рисоваться, дорисовывать). Воображение рисовало ему картины счастья.

3. Всплывать (всплыть). Воспоминание это всплыло в его памяти.

4. Перебирать. Он перебирал в уме различные решения проблемы.

5. Ворошить (переворошить). Он ворошил в памяти события прошлого. (Глагол «бередить» в качестве правильного ответа не принимается, так как не соответствует толкованию ‘шевелить, приводить в беспорядок что-либо сложенное’. Он имеет другое значение: ‘причинять боль больному месту, трогая его’).

6. Лелеять. Я втайне лелеял эту мысль.

 

Задание 5

1. Объясните, в чём состоит смысловое сходство и различие выделенных предлогов в данных предложениях:

А) Ввиду предстоящей командировки директором было организовано рабочее совещание. Б) Вследствие наступивших праздников количество посетителей катка увеличилось.

2. Правописание предлогов вследствие и ввиду нередко может вызывать затруднения, и в сомнительных случаях для проверки орфографии рекомендуется заменять их предлогом из-за. Можно ли заменить предлог из-за на вследствие или ввиду в данном предложении: «Я всю жизнь работал из-за денег и всю жизнь нуждался ежеминутно» (Ф.М.Достоевский. Из письма к Н.Н. Страхову)? Объясните свой ответ.

3. Какое необычное для русского языка свойство может иметь предлог ради и (в редких случаях) предлог для? Приведите 1 пример устойчивого сочетания для предлога ради, который иллюстрировал бы найденное свойство.

4. Даны словосочетания: письмо сыну, письмо матери, письмо сестре. В каком из них возникает явление морфологической омонимии? С чем это связано? Можно ли устранить смысловую неоднозначность, не выходя за рамки словосочетания? Приведите все возможные случаи и объясните свой ответ.

Модель ответа:

1. Смысловое сходство заключается в том, что в данных предложениях оба предлога выражают причинное значение, однако предлог вследствие указывает на причину уже совершившегося события, а ввиду – на причину предстоящего события. Это подчёркивается контекстом: значения причастий предстоящий (предложение А) и наступивший (предложение Б) помогают определить семантику предлогов.

2. Нет, в данном случае замена невозможна, потому что предлог из-за служит в данном контексте для выражения цели (работал ради денег), а не причины, как в случае возможности взаимозамены с предлогами вследствие и ввиду. Кроме того, предлоги вследствие и ввиду не сочетаются с конкретными существительными, но только с отглагольными или признаковыми, а у предлога из-за сочетаемость более широкая.

3. Обычно предлоги употребляются перед существительным или местоимением. Предлог ради (в редких случаях – для) может стоять и после слова, например: справедливости ради, пользы для. Предлоги, которые употребляются в постпозиции, в лингвистике называются послелогами. Примеры устойчивых сочетаний с предлогом ради в постпозиции: Христа ради, Бога ради, чего ради, (устар.) сего ради, скуки ради, указанные в академических словарях.

4. Морфологическая омонимия возникает в словосочетании письмо матери. Это связано с совпадением форм Р.п. и Д.п. у существительных 3 склонения. Устранить смысловую неоднозначность можно заменой беспредложного управления на предложное: письмо к матери (Д.п.), письмо для матери или письмо от матери (Р.п.). Однако при употреблении словосочетания письмо матери в значении ‘письмо, принадлежащее матери’ устранение неоднозначности только в рамках словосочетания невозможно. Требуется дополнительный контекст.

 

Задание 6

В число модальных значений обычно включают значения возможности, необходимости, разрешения, повеления и т.д. Например, предложение Я могу тебя подождать имеет модальное значение возможности совершения действия, лексическим средством выражения которого является глагол мочь. Однако в русском языке существуют и другие средства выражения модальности. Рассмотрите данные ниже предложения и укажите в каждом из них:

а) модальное значение;

б) средство выражения модальности.

1. К нему не подойти!

2. К нему не подходи!

3. К нему не подойди!

4. К нему не подходить!

 

Модель ответа:

Модальное значение предложения 1 – невозможность совершения действия (проистекающая, скорее всего, из каких-то внешних причин); оно выражено совершенным видом глагола в форме инфинитива в сочетании с частицей не.

Модальное значение предложения 2 – запрет на совершение действия (ослабленный запрет по сравнению с п. 4); оно выражено несовершенным видом глагола в форме повелительного наклонения в сочетании с частицей не.

Модальное значение предложения 3 — невозможность совершения действия (проистекающая, скорее всего, по воле того, к кому это действие пытаются применить, то есть по причине запрета); оно выражено совершенным видом глагола в форме повелительного наклонения в сочетании с частицей не.

Модальное значение предложения 4 – запрет на совершение действия (более категоричный, чем в п. 2, строгий запрет); оно выражено несовершенным видом глагола в форме инфинитива в сочетании с частицей не.

 

Задание 7

Многие поэты и писатели используют различные приёмы языковой игры, например:

Мне с постели вставать неохота:

Я боюсь наступить на Кавота, –

У меня под кроватью живёт

Симпатичнейший в мире Кавот.

Б. Заходер «Кавот и Комут»

 

Прочитайте фрагмент стихотворения одного современного поэта, который использует языковую игру, состоящую в употреблении одной части речи в значении другой, что приводит к разным вариантам прочтения.

…когда упал ударившийся оземь восстал опять…

 

Вопросы и задания:

1. Предположим, что слово когда – это нарицательное существительное в начальной форме с финалью** -да, а слово оземь – это нарицательное существительное в начальной форме с финалью -мь. (Финаль – (в данном случае) конечная буква или сочетание конечных букв в слове). Определите вне данного контекста на основании сравнения с аналогичными примерами в русском литературном языке их род и склонение. Какие ограничения накладывает на использование данных слов как существительных контекст данного фрагмента?

2. Предположим, что глаголы упал и восстал – это формы мужского рода иной знаменательной части речи с финалью -ал. Укажите эту часть речи (эти части речи) и подтвердите свою точку зрения примерами из русского литературного языка.

3. Предположим, что наречие опять вне данного контекста – это знаменательная часть речи с финалью -ть. Укажите возможные части речи и подтвердите свою точку зрения примерами из русского литературного языка.

4. Укажите части речи всех слов данного фрагмента при условии, что это одно законченное предложение без знаков препинания внутри него.

 

Модель ответа:

1. Слово когда могло бы выступать как имя существительное:

а) 1 скл. ж.р. (ср. вода, звезда, победа);

б) 1 скл. м.р. (ср. воевода);

в) 1 скл. общего рода (ср. привереда, непоседа, зануда). Допустимо указание: м.р. и ж.р.

В предложенном контексте когда может восприниматься как существительное мужского или общего рода, учитывая форму слова упал, с которым согласуется когда. Слово оземь может восприниматься в качестве существительного 3 скл. ж.р. (ср. темь, озимь). В предложенном контексте данное слово можно рассматривать только как имя существительное м.р. 2 скл. с нулевым окончанием, учитывая формы причастия ударившийся и глагола восстал. Однако для современного русского литературного языка данный случай можно было бы считать уникальным, потому что примеры слов 2 скл. м.р. с финалью -мь отсутствуют (существуют только примеры на другие сонорные, например: конь, зверь, учитель).

2. Глаголы упал и восстал могут выступать как:

а) имена сущ. м.р. 2 скл. (ср. завал, вокал, кристалл);

б) краткие прилагательные м.р. от полных форм *упалый и *воссталый (ср. малый - мал, удалый – удал).

3. Наречие опять может быть рассмотрено как:

а) имя существительное (ср. мать, знать; зять, ять);

б) имя числительное (ср. двадцать, восемнадцать, шесть);

в) глагол (ср. распять, мять, объять).

 

Примечание.

Возможно указание на формы типа хвать, которые, по В.В. Виноградову, называются «глагольно-междометными формами, выражающими краткое внезапное действие». Однако отметим, что подобные формы занимают промежуточное положение между глаголами и междометиями и больше свойственны разговорной речи.

 

4. Когда (нар.) упал (глаг.) ударившийся (прич.) оземь (нар.) восстал (сущ.) опять (нар.)? (В конце предложения может быть поставлен вопросительный знак, а также иной знак препинания, если воспринимать слово когда как любое другое наречие с финалью -да, например, тогда).

 

Задание 8

Выполните задания, связанные с историей развития русского костюма.

1) Может ли знание фразеологии помочь понять, чем различается длина рукавов одежды в древности и сейчас? Объясните свой ответ.

2) Часто ученики делают ошибку в слове, которое называет ‘пространство вдоль реки или между горами, расположенное ниже окружающей местности’. Как называлась часть одежды, наименование которой может служить для него проверочным?

3) Назовите слово, которое в «Словаре церковнославянского и русского языка» 1847 года определяется как ‘холщовая подкладка у крестьянских рубах, подшиваемая спереди и сзади от ворота до пояса’, а сегодня употребляется в значении ‘скрытая, тайная причина чего-нибудь’. Объясните, почему эта деталь одежды так называлась.

4) В традиционной русской одежде долгое время не было карманов, однако существовала необходимая деталь мужского костюма, которая позволяла взять с собой что-либо, не используя сумку и т.п. Назовите два фразеологизма, происхождение которых связано с этим фактом, пояснив в одном из случаев устаревшее слово, служащее для наименования данной детали.

5) Укажите устойчивые выражения, соответствующие данным значением, учитывая, что во всех выражениях каждой группы есть однокоренные слова или формы одного и того же слова:

Группа 1

 

О том, кому всегда сопутствует удача, счастье; кому всё время везёт

 

Свой личный интерес превыше всего

 

Отдать всё, поделиться последним с кем-то

 

Группа 2

 

О человеке совершившем что-либо дурное, которые непременно себя выдаст

 

Поверхностное, беглое знакомство с кем-либо

 

Прийти куда-либо слишком поздно, когда уже всё кончилось

 

 

6) О том, кто ходит в будничной, неряшливой, неопрятной одежде, говорят, что он «ходит в …». Что общего в происхождении найденного Вами слова и таких названий одежды, как толстовка и кардиган?

 

Модель ответа:

1) Да, устойчивые выражения работать засучив рукава и работать спустя рукава позволяют сделать вывод, что изначально рукава древнерусских рубах были очень длинными; спущенные, они намного превосходили длину руки.

2) Обычно неверно пишут слово долина, которое ошибочно соотносят со словом даль. Элемент одежды, наименование которого может помочь в проверке, – подол.

3) Подоплёка. Данная деталь одежды находилась от ворота до пояса, от плеч до пояса, то есть под плечами, ниже плеч.

4) Заткнуть за пояс, убрать/положить в загашник. Гашник – ‘шнурок, продёрнутый в верхней части штанов, а также верхняя кромка штанов’ («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

 

Группа 1

 

О том, кому всегда сопутствует удача, счастье; кому всё время везёт

Родиться в рубашке

Свой личный интерес превыше всего

Своя рубашка ближе к телу

Отдать всё, поделиться последним с кем-то

Снять с себя / отдать последнюю рубашку

Группа 2

 

О человеке совершившем что-либо дурное, которые непременно себя выдаст

На воре и шапка горит

Поверхностное, беглое знакомство с кем-либо

Шапочное знакомство

Прийти куда-либо слишком поздно, когда уже всё кончилось

К шапочному разбору

 

Примечание.

У фразеологизма родиться в рубашке существует вариант родиться в сорочке. Этот ответ не считается верным по условию задачи, т.к. указано, что «во всех выражениях каждой группы есть однокоренные слова или формы одного и того же слова».

 

6) Речь идёт о выражении ходить в затрапезе. Слово затрапез, как и слова толстовка и кардиган, произошли от фамилий (купца Затрапезнова, на фабрике которого в Ярославле изготовлялась дешёвая хлопчатобумажная ткань; писателя Толстого и генерала Кардигана).



Источник: http://vserosolymp.rudn.ru/
Категория: Русский язык 9 класс | Добавил: филолог (31.07.2018)
Просмотров: 25 | Теги: одаренные дети, Олимпиада по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: