Главная » Статьи » Одарённые дети » Русский язык 9 класс

Вариант 3

9 класс

 

1. В данном фрагменте новгородской былины описывается возвращение Садко к своим спутникам. Выпишите слова, называющие спутников Садко. Объясните их значение и происхождение.

И встречает Садко-купец богатой гость

Целовальников любимыих.

Все корабли на пристань стали,

Сходни метали на крут берег.

И вышли целовальники на крут берег,

И тут Садко поклоняется:

«Здравствуйте, мои целовальники любимые

И приказчики хорошие!»

 

Ответ:

Спутники Садко были купеческими приказчиками – наемными служащими у купца или в торговом заведении, выполнявшими поручения торгового характера, занимавшимися по доверенности хозяина торговлей (Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005. С. 551); («нарядчик, приказный, кому приказан порядок; поверенный по делам, уполномоченный от хозяина»; Даль).

В России XV–XVII вв. целовальниками называли 1) выборных должностных лиц, занимавшихся сбором податей или другими судебными и полицейскими делами; при вступлении на должность целовальник принимал присягу, сопровождавшуюся целованием креста; 2) торговцев вином в питейном заведении, кабаке (Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005. С. 748).

Однако купеческие приказчики не могли одновременно быть и целовальниками. В былине отражено исходное значение слова целовальники – лица, целовавшие крест и присягавшие на верность.

 

2. Объясните значение выделенных выражений.

Пугачев искренно мечтал отрясти прах, посыпать главу пеплом и совлечь с себя ветхого человека (Н. Златовратский «Устои»).

 

Ответ:

Отрясти (отряхнуть) от своих ног прахсовершенно, окончательно, навсегда порвать с кем-либо или чем-либо; отречься от кого-либо или чего-либо. Фразеологизм восходит к выражению из Евангелия: "Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног ваших". Выражение связано с древним обычаем ударять ногою о землю у порога или на границе. Отряхивание пыли с ног означало полный и окончательный разрыв с кем-либо или чем-либо, символизировало нежелание взять с собой даже мельчайшие частицы покинутой земли.

Посыпать голову пеплом – выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов,2:12; Есфирь,4:1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного.

Совлечь с себя ветхого человекадуховно возродиться, обновиться. Библейский термин «ветхий человек» означает внутреннюю греховную сущность человека Ветхого Завета, которая согласно Новому Завету должна быть преодолена в христианском возрождении «нового человека». Встречается в Посланиях Апостола Павла, в богословской и проповеднической литературе. В послании римлянам Апостол Павел (7:15) призывает колосских христиан отказаться от прежних греховных привычек: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового».

 

3. Какой способ толкования происхождения слова представлен в анекдоте? Расскажите об этом способе и проиллюстрируйте 2-3 известными вам примерами.

Однажды разозлился глава государства на одного из подчиненных и говорит: «А посол ты!» – и послал его в далёкую страну... Так возникло слово посол.

 

Ответ:

Это явление носит название народной этимологии. Происхождение слова толкуется на основании возникающих ассоциаций, не связанных с научными представлениями об этимологии, часто юмористических. В приведенном примере слово посол рассматривается как искаженный вариант слова пошел при определенной семантической близости.

 

4. Подчеркните слова, в которых нет в современном русском языке и никогда не было суффикса –от(а)?

Забота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, сирота, шпрота, пехота, охота.

 

Ответ:

суббота, квота, грамота, шпрота, охота; слова суббота, квота, грамота, шпрота являются заимствованными, а в слово охота образовано от глагола хотеть.

 

5. Объясните, почему в наречиях досуха и досрочно разные суффиксы, хотя оба слова имеют приставку до-?

 

Ответ:

Эти наречия пишутся по-разному, т.к. образованы разными способами. Суффикс –а пишется в наречии только тогда, когда оно образовано приставочно-суффиксальным способом, так образовано наречие досуха (досуха < сухой); наречие же досрочно образовано суффиксальным способом (досрочно < досрочный).

 

6. Назовите общие грамматические признаки местоимения МОЙ и глагола МОЙ. Докажите, что эти признаки не только сближают, но и различают данные формы.

 

Ответ:

а) Грамматическая категория лица. У притяжательного местоимения 1 лица мой лицо – постоянный признак (лексико-грамматическая категория), форма повелительного наклонения глагола выражает значение 2 лица, признак непостоянный.

б) Грамматическая категория числа. У местоимения мой число – синтаксически зависимая категория, значение числа повторяет, дублирует значение формы числа существительного, с которым согласуется местоимение, т. е. единичность предмета. Форма повелительного наклонения глагола выражает значение числа, не зависящее от других слов в предложении.

в) Наличие словоизменения. Местоимение склоняется, а глагол спрягается.

 

7. Функции каких частей речи может выполнять слово всё? Составьте предложения, иллюстрирующие эти функции.

 

Ответ:

Можно увидеть пять частей речи, с которыми функционально связывается местоимение всё.

1. Имя прилагательное. Она прогуляла всё лето.

2. Имя существительное. Она всё прочла.

3. Глагол. Ты уже всё?

4. Частица. Бабушке становилось все легче и легче.

5. Наречие. Не все коту масленица.

В первом случае слово всё представляет собой форму ср.р. ед.ч. определительного местоимения, согласующегося с главным существительным. Оно обозначает, что предмет, с которым оно согласовано, берется в полном объеме.

Во втором случае имеет место субстантивация этого местоимения в указанной форме. Обычно оно выступает в качестве объекта действия, либо определенного, известного (Она всё прочла, то есть прочла все книги, произведения из того объема, который известен говорящему и слушающему как полный), либо неопределенного, но представленного говорящим в качестве полного объекта, на который направляется действие (Я тебе всё скажу).

В третьем случае речь идет об известном действии и говорящему и слушающему, которое должно быть выполнено в полном объеме. Иными словами, местоимение всё здесь аналогично глаголу совершенного вида, обозначающему, что действие завершено, то есть в перфективной функции.

В четвертом случае местоимение всё употребляется в качестве усилительной частицы при сравнительной степени прилагательного.

В пятом случае местоимение всё употреблено в качестве обстоятельства времени со значением ‘всегда’, то есть по функции является наречием.

 

8. В одной радиопередаче о русском языке был задан шутливый вопрос: «Охотник подстрелил зайца со сколькью́ ногами?» Подчеркните правильную форму из перечисленных ниже: сколькерью́, скольки́ми, сколькми́, сколькерми́, ско́лькими, сколькеры́ми, сколькермя́, сколькмя́. Объясните, почему возникают неверные формы. Дайте мотивированный ответ.

 

Ответ:

1. Правильно: ско́лькими.

2. Все другие формы возникли по аналогии: сколькью́ и сколькерью́ – как пятью, семью и т. п.; скольки́ми и сколькеры́ми – как такими, четверыми; сколькми́ и сколькерми́ – как лошадьми, дверьми; сколькмя́ и сколькермя́ – как тремя, четырьмя. Основа сколькер- образована по аналогии с основой собирательных числительных пятеро, шестеро.

 

9. Какие смысловые оттенки (образа действия, причины, цели, времени) приобретают обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, в приведенных ниже предложениях, взятых из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

 

 Вдруг холм, безоблачной луною

 В тумане бледно озарясь,

 Яснеет; смотрит храбрый князь -

И чудо видит пред собою.

 

 

 Вблизи осматривая диво,

 Объехал голову кругом

И стал пред носом молчаливо;

 

 И, задрожав, булат холодный

Вонзился в дерзостный язык.

 

 Услыша грубые слова,

 Воскликнул с важностью сердитой:

"Молчи, пустая голова!..."

 

 Счастливым пользуясь мгновеньем,

 К объятой голове смущеньем,

 Как ястреб, богатырь летит

 С подъятой, грозною десницей

 И в щеку тяжкой рукавицей

 С размаха голову разит;

 

 

Ответ:

1), 4), 5) - обстоятельство с причинным оттенком значения. В 1) и 4) можно усмотреть еще и временной оттенок.

2) - обстоятельство с целевым оттенком значения.

3) - обстоятельство с оттенком значения образа действия.

 

10. Определите вид сложного предложения. Обоснуйте свой ответ.

Если уж кто стал тебе поперек горла, тот прощения не жди (К. Симонов. «Последнее лето»).

В чём грамматическое своеобразие употребления выделенной словоформы?

 

Ответ:

Предложение сложноподчиненное. В придаточном можно выделить два типа значений – при местоименно-определительное подлежащное и целый ряд синкретично связанных обстоятельственных: условное, причинное, временное.

Хотя по составу главное предложение и является двусоставным (тот - подлеж.), его значение обобщенно-личное, как у определенно- и неопределенно-личных односоставных. Ср. то же в форме неопр.-личного предл.: Если уж станут тебе поперек горла, пусть прощения не ждут.

Подчеркнут глагол в личной форме 1-го спряж., несов. вида, перех. (хотя управляет Род. падежом в силу достигательного значения) повел. накл. ед.ч. Форма повел. накл., обычно имеющая значение 2-го лица, употреблена в значении 3-го лица.

 

11. Ударение в русском языке является свободным, подвижным и исторически изменчивым. Объясните данные термины и приведите примеры на каждый из признаков русского ударения.

 

Ответ:

 Ударение в русском языке является свободным, т. к. может падать на любой слог слова (первый, второй, третий…), подвижным, т. к. может перемещаться в зависимости от  формы слова (взЯл – взялА), исторически изменчивым, т. к. может изменяться в процессе развития языка (ср., напр., устар. музЫка,  Агент,  у мОста, к  мОсту и т. п.).

 

12. Русский и сербский языки являются родственными. Русским словам пёс, сон, конец, дед, перст, волк, день соответствуют сербские пас, сан, конац, дед, прст, вук, дан. Пользуясь этими соответствиями, запишите по-сербски следующие слова: рожь, палец, лес, лоб, смерть, верба, желт.

 

Ответ:

словам с беглыми гласными в русском языке (пёс – пса, сон – сна) соответствуют слова с гласным а (пас, сан), русскому гласному е соответствует сербский гласный е, русскому сочетанию ер между согласными соответствует звук р, русскому сочетанию ол между согласными соответствует звук у; следовательно, можно установить такие соответствия указанным словам:

 

рожь

раж

палец

палац

лес

лес

лоб

лаб

верба

врба

смерть

смрт

жёлт

жут

 

Категория: Русский язык 9 класс | Добавил: филолог (18.08.2015)
Просмотров: 2001 | Теги: олимпиада по русскому языку 9 класс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: