Главная » Статьи » ОГЭ по русскому языку » Тема ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Тест № 10

Вариант 10

 

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

 

(1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу:

– (4)Ма-а-ма...

(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате – это зал представлений – перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:

– (12)Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (13)Художник этот научился рисовать ногами, и вы сейчас убедитесь в этом сами.

(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.

– (26)«Дорога уходит вдаль...», – объясняет художник, – это пейзаж.

(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.

– (32)Недорого... (33)Купите! – предлагает помощник художника.

(34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.

– (37)А сколько? – вдруг взволнованно спрашиваю я.

(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам:

– (40)Дёшево...

(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.

– (42)Мамочка!..

(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сердечно и просто:

– (45)Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит 
вдаль...». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все – вперёд, все – вдаль! Идёшь – не падай, упал – встань, расшибся – не хнычь. Все – вперёд! Все – вдаль!..»

(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал – встань. Расшибся – не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его – он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (53)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!

 (По А.Я. Бруштейн*)

 

* Александра Яковлевна Бруштейн (18841968)  русская советская писательница и драматург.

 

 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочка захотела приобрести рисунок художника-калеки?»

 

1)Девочке было жалко помощника художника, у которого не было денег на самое необходимое.

2)Девочку и её маму попросил об этом художник.

3)Это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться.

4)Рисунок был необыкновенно красивый и стоил недорого.

 

Ответ: _____________________________________

 

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

 

1)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом.

2)Я смотрю на маму умоляющими глазами.

3)Это были мужественные слова мужественного человека.

4)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.

 

Ответ: __________________________________

 

4. Из предложений 50 – 53 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

 

Ответ: _______________________________________

 

5. Из предложений 30 – 36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

 

Ответ: __________________________________________

 

6. Замените разговорное слово  РАСШИБСЯ  в предложении 48 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: ________________________________________

 

7. Замените словосочетание СТЕКЛЯННАЯ РАМКА (предложение 47), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: ___________________________________

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 47.

 

Ответ: ____________________________________

 

9.Среди предложений 27 – 36 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

 Почтеннейшая публика, (1) сейчас вы, (2) без сомнения, (3) увидите величайшее чудо, (4) необъяснимую загадку природы, (5) художника, (6) лишившегося обеих рук. Художник этот научился рисовать ногами, (7) и вы сейчас убедитесь в этом сами.

 

Ответ: _________________________________

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: ___________________________________

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

На подмостки, (1) где стоит большой мольберт и стул, (2) выходит человек с измятой физиономией, (3) он громко прокашливается и начинает говорить:

 Почтеннейшая публика, (4) сейчас вы, (5) без сомнения, (6) увидите величайшее чудо, (7) необъяснимую загадку природы, (8) художника, (9) лишившегося обеих рук.

 

Ответ: __________________________________________

 

13.Среди предложений 47 – 51 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________________

 

14. Среди предложений 49 – 53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ______________________________________

 

15.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского поэта С.Джонсона: «Язык - одежда мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.Джонсона.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 15: «Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3.Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Категория: Тема ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | Добавил: филолог (03.08.2016)
Просмотров: 4009 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: