Главная » Статьи » ОГЭ по русскому языку » Варианты

Вариант 10

Вариант 10

Прочтите текст и выполните задания 1 – 15.1.

           

           (1)В институтский буфет вошёл парень – худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке.

            (4)Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5)Глянул и удивился.

            (6)Два портрета стояли, будто взявшись за руки, хотя каждый из них был отдельным. (7)На одном было наклеено: «Отец», на другом – «Мать».

            (8)Отец был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке. (9)Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни, но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень – тень ожидания чего-то.

            (10)А мать сидела прямо, напряжённо. (11)Крестьянское лицо, городское платье. (12)Но чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в природе, может быть, на разъезде. (13)И, видно, из деревни недавно. (14)Руки её выражали неловкость, будто не художник-сын рисовал её, а сидела она перед фотографом, и это было ей непривычно. (15)Да и вообще было видно, что ей непривычно сидеть, а привыкла она двигаться, спешить, кормить детей, выводить скотину.

            (16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

            (18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… (19)Я даже не мог понять, в чём тут секрет. (20)Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти. (21)Особенно на фоне пронёсшейся передо мной громадной выставки бесцветных знаков псевдожизни – непрожитой, невыстраданной, усреднённой, но искусно упорядоченной и оправленной в рамы. (22)Эти два портрета не то чтобы выделялись мастерством – они просто были живыми…

            (23)А автор уже возвращался с подносом, где одиноко высился стакан чая и лежал бутерброд с сыром.

            – (24)А почему у тебя отец такой молодой? – спросил я.

            – (25)Я батю только так и запомнил… (26)Не вернулся с войны, а где полёг, не узнали – без вести… (27)Ждём вот уже десять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает.

            (29)И он пошёл, подхватив свои портреты.

                                                                       (По В. Амлинскому)

 

2.В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик был поражён увиденными в институтском буфете портретами?»

1)(2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке.

2)(4)Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5)Глянул и удивился.

3)(8)Отец был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке.

(10)А мать сидела прямо, напряжённо.

4)(22)Эти два портрета не то чтобы выделялись мастерством – они просто были живыми…

 

Ответ: ________________________________________

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)Два портрета стояли, будто взявшись за руки, хотя каждый из них был отдельным.

2)Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни, но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень.

3)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

4)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает.

 

Ответ: __________________________________________

 

4.Из предложений 16 – 17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

 

Ответ: ________________________________________

 

5.Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

 

Ответ: ___________________________________________

 

6.Замените просторечное слово ВОЛОК в предложении 2 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _______________________________________

 

7.Замените словосочетание СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЕЧКО (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: ______________________________________

 

8.Выпишите грамматическую основу предложения 27.

 

Ответ: ________________________________________

 

9.Среди предложений 4 – 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: ___________________________________________

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

А мать сидела прямо, (1) напряжённо. Крестьянское лицо, (2) городское платье. Но чувствовалось, (3) что живут не в деревне, (4) а где-то в пригороде, (5) может быть, (6) на разъезде.

 

Ответ: ________________________________________

 

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: __________________________________________

 

12.В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Я глянул на его холсты, (1) глянул небрежно, (2) даже предубеждённо, (3) ни во что не веря. Глянул и удивился.

Два портрета стояли, (4) будто взявшись за руки, (5) хотя каждый из них был отдельным.

 

Ответ: ____________________________________________

 

13.Среди предложений 23 – 29 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _________________________________________

 

14.Среди предложений 12 – 16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: __________________________________________

Категория: Варианты | Добавил: филолог (30.01.2015)
Просмотров: 2462 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 2.2/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: