Главная » Статьи » ОГЭ по русскому языку » Варианты |
Вариант 10 Прочтите текст и выполните задания 1 – 15.1.
(1)В институтский буфет вошёл парень – худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке. (4)Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5)Глянул и удивился. (6)Два портрета стояли, будто взявшись за руки, хотя каждый из них был отдельным. (7)На одном было наклеено: «Отец», на другом – «Мать». (8)Отец был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке. (9)Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни, но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень – тень ожидания чего-то. (10)А мать сидела прямо, напряжённо. (11)Крестьянское лицо, городское платье. (12)Но чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в природе, может быть, на разъезде. (13)И, видно, из деревни недавно. (14)Руки её выражали неловкость, будто не художник-сын рисовал её, а сидела она перед фотографом, и это было ей непривычно. (15)Да и вообще было видно, что ей непривычно сидеть, а привыкла она двигаться, спешить, кормить детей, выводить скотину. (16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. (18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… (19)Я даже не мог понять, в чём тут секрет. (20)Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти. (21)Особенно на фоне пронёсшейся передо мной громадной выставки бесцветных знаков псевдожизни – непрожитой, невыстраданной, усреднённой, но искусно упорядоченной и оправленной в рамы. (22)Эти два портрета не то чтобы выделялись мастерством – они просто были живыми… (23)А автор уже возвращался с подносом, где одиноко высился стакан чая и лежал бутерброд с сыром. – (24)А почему у тебя отец такой молодой? – спросил я. – (25)Я батю только так и запомнил… (26)Не вернулся с войны, а где полёг, не узнали – без вести… (27)Ждём вот уже десять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает. (29)И он пошёл, подхватив свои портреты. (По В. Амлинскому)
2.В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик был поражён увиденными в институтском буфете портретами?» 1)(2)Он волок всего две картины – незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке. 2)(4)Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5)Глянул и удивился. 3)(8)Отец был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке. (10)А мать сидела прямо, напряжённо. 4)(22)Эти два портрета не то чтобы выделялись мастерством – они просто были живыми…
Ответ: ________________________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1)Два портрета стояли, будто взявшись за руки, хотя каждый из них был отдельным. 2)Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни, но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень. 3)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. 4)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает.
Ответ: __________________________________________
4.Из предложений 16 – 17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Ответ: ________________________________________
5.Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
Ответ: ___________________________________________
6.Замените просторечное слово ВОЛОК в предложении 2 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _______________________________________
7.Замените словосочетание СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЕЧКО (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ______________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ: ________________________________________
9.Среди предложений 4 – 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ___________________________________________
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
А мать сидела прямо, (1) напряжённо. Крестьянское лицо, (2) городское платье. Но чувствовалось, (3) что живут не в деревне, (4) а где-то в пригороде, (5) может быть, (6) на разъезде.
Ответ: ________________________________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
Ответ: __________________________________________
12.В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я глянул на его холсты, (1) глянул небрежно, (2) даже предубеждённо, (3) ни во что не веря. Глянул и удивился. Два портрета стояли, (4) будто взявшись за руки, (5) хотя каждый из них был отдельным.
Ответ: ____________________________________________
13.Среди предложений 23 – 29 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________
14.Среди предложений 12 – 16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________ | |
Просмотров: 2462 | | |
Всего комментариев: 0 | |