Главная » Статьи » ОГЭ по русскому языку » Варианты

Вариант 103

Вариант 103

 

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

 

(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. (6)Свободных мест не было.

(7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

– (9)Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – (10)У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.

(11)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.

(12)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации1, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (13)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкой струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. (14)Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем.

(15)Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. (16)Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих.

(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.

(20)Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. (21)Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.

(22)И вдруг сердце старика упало. (23)Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. (24)Вырвался, прозвенел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (26)На глазах старика появились слёзы. (27)Слёзы были и на глазах его соседей.

– (28)Он прозрел, да, это правда, – он прозрел, – думал старик. – (29)Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни.

(30)Среди яркой и оживлённой мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пёстрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.

(31)Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. (32)Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание.

(33)Старик всё ниже опускал голову. (34)Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…

1Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

(По В. Короленко)*

 

*Короленко Владимир Галактионович (18531921) – писатель, журналист, публицист. Основные произведения – «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».

 

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старик решил, что музыкант “прозрел”?»

 

1) Музыкант стал видеть.

2) Музыкант стал эгоистом, и его не тревожили чувства окружающих. 

3) Музыкант черпал вдохновение в народной мелодии.

4) Музыкант перестал замыкаться в собственном горе, и в его душе появилось ощущение жизни.

 

Ответ: _______________________________________________

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.

2)И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.

3)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали
 к чему-то особенному, непривычному.

4)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

 

Ответ: _______________________________________________

 

4. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.

 

Ответ: __________________________________________________

 

5. Из предложений 15–17 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

 

Ответ: ____________________________________________

 

6. Замените разговорное словосочетание НАБИТ БИТКОМ в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _____________________________________________

 

7. Замените словосочетание «народная мелодия» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: __________________________________________________

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Ответ: ____________________________________________

 

9. Среди предложений 12–17 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

– Не мудрено,(1) что он производит такое потрясающее впечатление,(2) – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – У него,(3) по-моему,(4) замечательно драматическая наружность. Действительно,(5) и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания,(6) и неподвижные глаза,(7) и вся его фигура предрасполагали к чему-то особенному, (8)непривычному.

 

Ответ: ______________________________________________________

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Казалось,(1) будто удар разразился над толпою,(2) и каждое сердце дрожало,(3) как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк,(4) но толпа хранила гробовое молчание.

 

Ответ: _____________________________________________________

 

13. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________

 

14.Среди предложений 15–19 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _______________________________________________

 

 

Категория: Варианты | Добавил: филолог (01.05.2015)
Просмотров: 2570 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: