Главная » Статьи » ОГЭ по русскому языку » Варианты

Вариант 14

Вариант 14

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

 

 (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли ее просто Лёлей... (2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» — кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

(5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.

(9)А ещё она научила отца судить волейбольные матчи. (10)И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком. (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени... (12)Хотя никто его всё же так не называл. (13)Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: «О справедливейший из справедливых!» (14)И папин свисток был для спортсменов законом.

(15)Ну, а дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой... (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.                                                                 (По А. Алексину) 

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

 2.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор и герой называют маму «судьёй» в доме?»

1)Мама часто критиковала Кольку и его отца, осуждала их образ жизни, считая своё слово законом  в доме.

2)Мама умела создавать атмосферу уюта и семейного счастья, поэтому Колька и отец безоговорочно принимали её решения.

3)Мама была опытной спортсменкой и умела судить матчи, поэтому дома разрешала часто возникающие конфликты.

4)Мама умела заставить своих близких беспрекословно подчиняться её жёстким требованиям.

 

Ответ: ___________________________

 

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».

1)метафора

2)аллитерация

3)фразеологизм

4)сравнение

 

Ответ: _____________________________________

 

4.Из предложений 3 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением неполноты действия, которое она придаёт слову.

 

Ответ: ___________________________________

 

5.Из предложений 6 – 8 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н, пишется НН».

 

Ответ: __________________________________________

 

6.Замените слово МИГОМ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: __________________________________________

 

7.Замените словосочетание УВАЖИТЕЛЬНО ИМЕНОВАЛИ (предложение 13), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: ___________________________________________

 

8.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

 

Ответ: ___________________________________________

 

9.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ____________________________________________

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

 

Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, (1) утолялся голод, (2) комната становилась уютной и чистой... Словом, (3) мама умела делать достижимым всё, (4) что нужно было отцу и Кольке.

 

Ответ: _____________________________________________

 

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 16.

 

Ответ: ________________________________________________

 

12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые между частями сложноподчинённого предложения.

 

Если мама задерживалась, (1) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, (2) словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, (3) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

 

Ответ: ______________________________________________

 

13.Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

14.Среди предложений 17 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________

Категория: Варианты | Добавил: филолог (30.01.2015)
Просмотров: 2523 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 3.5/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: