Главная » Статьи » ОГЭ по русскому языку » Варианты

Вариант 18

Вариант 18

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

 

 (1)Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. (2)В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. (3)Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. (4)Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети — дело нежное.

(5)Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. (6)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. (7)И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

(8)Вот что называется вляпаться в грязную историю. (9)Дать себя одурачить! (10)И кому же — утке! (11)Глупая кряква, очевидно, нырнула у неё между лапами в последний миг. (12)Пора бы уж знать эти шутки. (13)Теперь вот вытирайся, сушись тут, а там дети пищат, да и у самой внутренности сводит от голода.

(14)И лисица, злобно повизгивая, каталась по траве, вытиралась, вскакивала, встряхиваясь, и опять ёрзала то одним ухом, то другим по траве. (15)Такой уж у неё характер: на себе она и шерстинки грязной не потерпит.

(16)А глупая кряква, облетев порядочный круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала.

(17)Что ж, всякий защищает своих детёнышей так, как умеет. (18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей. (20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? (21)И дремлет, слегка покрякивая, кряква: лисица к этой кочке уже не придёт. (22)А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить.

(23)Вот только бы досидеть, вывести детей. (24)Выклюнутся маленькие, круглые, тёмно-зелёные. (25)Побегут, как мыши, по воде, запрячутся в тину так, что никто, даже рыжая плутовка, их не достанет. (26) И дремлет, дрожа, бедная глупая кряква: только бы досидеть!..

(По Е. Дубровскому)*

 

*Дубровский Евгений Васильевич — русский писатель, публицист первой половины XXвека. Писал книги о природе, о животных, о жизни леса как для детей, так и для взрослых: «Волк», «Встречи в лесу», «Далёкие годы» и др. Умер во время блокады Ленинграда.

 

2.В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Можно ли сказать, что лисица относится к крякве высокомерно?»

 

1)(5)Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась.

2)(6)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла.

3)(7)И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

4)(9)Дать себя одурачить! (10)И кому же – утке!

 

Ответ: _________________________________________

 

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  фразеологизм.

 

1)Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод.

2)Вот только бы досидеть, вывести детей.

3)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла.

4)В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят.

 

Ответ: _____________________________________________

 

4.Из предложений 20 – 21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

 

Ответ: ______________________________________________________

 

5.Из предложений 1 – 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

6. Замените слово ШЛЁПНУЛАСЬ  в предложении  5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: _____________________________________

 

7.Замените словосочетание УТИНОЕ ГНЕЗДО (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: _______________________________________

 

8.Выпишите грамматическую основу предложения 22.

 

Ответ: _______________________________________

 

9. Среди предложений  1—7 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: ___________________________________________

 

10.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 

Глупая кряква, (1) очевидно, (2) нырнула у неё между лапами в последний миг. Пора бы уж знать эти шутки. Теперь вот вытирайся, (3) сушись тут, (3) а там дети пищат, (4) да и у самой внутренности сводит от голода.

 

Ответ: ___________________________________________

 

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

 

Ответ: _________________________________

 

12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Теперь вот вытирайся, (1) сушись тут, (2) а там дети пищат, (3) да и у самой внутренности сводит от голода.

 

Ответ: __________________________________________

 

13. Среди предложений 14—20 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным  (неоднородным) присоединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: _____________________________________

 

14.Среди предложений  18—22  найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

 

Ответ: __________________________________

Категория: Варианты | Добавил: филолог (30.01.2015)
Просмотров: 2436 | Теги: ОГЭ по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: