(1)Что такое духовность?..(2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3)Профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)За этим, тоже, кстати, весьма смутным, понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности – явления, по всей видимости, необъятного. (6)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью! (7)Попробую развернуть приметы бездуховности. (8)Проявляется она прежде всего в отношениях между людьми. (9)В том, что человек не может или не хочет поставить себя на место другого. (10)Но здесь требуется оговорка: мы иногда путаем способность разобраться в другом со способностью понять его. (11)Разобраться – значит попросту установить, что, например, вашему знакомому тоскливо. (12)При этом у вас могут возникнуть разные предположения о причинах его тоски, и вы будете довольно бесстрастно перебирать в уме эти предположения. (13)Всё это ещё далеко от понимания, понять – это не только установить, что кому-то не очень хорошо, но и почувствовать это. (14)Понимание бывает в двух случаях. (15)Либо вы по натуре отзывчивый человек и вам представляется, что всё происходящее с окружающими происходит и с вами. (16)Либо вы человек каких угодно качеств, а всё дело в том, что ваш знакомый вам дорог, тогда он стал как будто частью вашего «я». (17)Это превращение другого в неотъемлемую часть вашего духовного мира психологи с начала XX века называют интроекцией. (18)Дружба и любовь в истинном понимании слова немыслимы без интроекции, иначе это только яркий суррогат этих чувств. (19)Нет интроекции – остаётся наполовину осознанный, наполовину интуитивный поиск «выгод», которые нам может дать дружба с тем или иным лицом. (20)Сам по себе этот поиск нормален и составляет некую сторону приспособительной деятельности человека. (21)Но если мы ищем только выгод, мы не вполне люди. (22)Бездуховность обнаруживает себя, когда люди не испытывают ни малейшего смущения, вторгаясь в ваши личные дела, объясняя вам мотивы ваших действий, порицая вас и давая советы. (23)Когда они фантастически бестактны. (24)Когда им не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. (25)Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. (26)Ну а если иным? (27)Тогда они вертят пальцем у виска и громко смеются. (28)Итак, ещё одна примета бездуховности – неспособность понимать какие бы то ни было мотивы, кроме самых элементарных. (29)Все эти проблемы обсуждает наша пресса. (30)Но мне хотелось выделить более узкое понятие, с которым может работать психолог, врач. (31)Абсолютно бездуховные люди – большая редкость. (32)Бездуховность, скорее, состояние, которое представляет собой одну из многих форм существования одной и той же личности, один из её возможных обликов. (33)Есть люди, побуждаемые обстоятельствами войти именно в эту «роль». (34)Это своего рода срыв, и потом они возвращаются к своему обычному облику. (35)Но человек, которому пришлось столкнуться с «сорвавшимся», уже не забудет, каким тот выглядел тогда. (36)Не забудет и, возможно, не простит. (37)Рецепта против бездуховности нет. (38)Зато мы можем понять её истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело. (По А. Домбровичу*) *Домбрович Анатолий Борисович (родился в 1933 г.) – прозаик и поэт, литературный критик, врач, психолог, автор популярных книг по психологии и психотерапии.
23. Среди предложений 30 – 38 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________ | |
| |
Просмотров: 705 | | |
Всего комментариев: 0 | |