Вариант 24 (по Нарицыну)

(1)У человека, «вступающего в жизнь», есть целых две серьёзные проблемы: определить своё место в окружающем мире и найти смысл жизни, цель своего существования. (2)Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, и далеко не каждый взрослый их себе задаёт.

(3)Да, подросток естественным образом беспокоится о том, что он будет делать в мире взрослых, что его ждёт впереди. (4)Теперь он вроде бы должен сам идти по жизни, но КУДА? (5)Тут многие спотыкаются, потому что не могут найти ответа на этот вопрос.

(6)Вообще истоки подростковой озабоченности смыслом жизни – в одной довольно распространённой установке: «До пяти лет воспитывай ребёнка как господина, с пяти до пятнадцати – как слугу, а после пятнадцати – как друга». (7)Эта установка привлекает своей определённостью и очень нравится многим родителям. (8)Но переход пятилетнего человечка из статуса господина в статус слуги – это серьёзная психологическая травма. (9)И даже если ребёнок смирится с тем, что он теперь в семье «омега», после этого родителям практически невозможно будет стать его друзьями. (10)Дружба предполагает равенство статусов, поэтому сложно подружиться со своим слугой…(11)И – опять же – будет ли он вам доверять после стольких лет унижения?

(12)А если ребёнка изначально воспитывают как друга, он будет значимой хотя бы в семье персоной, причём не избалованной, а именно ценимой по достоинству. (13)Тогда для него общий смысл жизни ясен: я – достойная часть общества, я ему непременно пригожусь. (14)И вопрос уже становится «техническим» – как и когда «пригождаться», но сомнений в том, нужен ли он миру сам по себе, у такого подростка практически не возникает.

(15)Когда же в мир взрослых выходит «слуга», то мир как бы поворачивается к нему своей «злой» стороной, потому что такой человек, задавленный родительским диктатом, просто не умеет подавать с достоинством самого себя. (16)Его начинают унижать все окружающие. (17)Далее реакция такого человека имеет несколько вариантов: либо это упреждающая агрессия, часто называемая немотивированной, либо замкнутость в качестве защиты от «своего мира», либо полная растерянность, либо неадекватные попытки самоутвердиться за счёт других.

(18)Невозможно вручить подростку смысл жизни на блюдечке – это будет ВАШ смысл, а не его. (19)Молодому человеку самому необходимо увидеть и почувствовать, для чего он живёт. (20)Но если предоставить ему возможность определяться, как сумеет, ситуация будет как в старом анекдоте, где человек потерял часы, «там, за углом, но ищет под фонарём – потому что здесь посветлей».». (21)Точно так же и подросток нередко ищет свою значимость не там, где она на самом деле находится (потому что не знает ничего в первую очередь о самом себе), а «где посветлей» – где указывает ближайшее окружение, общественное мнение или друзья. (22)И такого подростка в принципе легко убедить в чём угодно, если сказать вовремя: «Твоё предназначение ЗДЕСЬ». (23)Да ещё по пути дать ему хотя бы иллюзию того уважения и понимания, которого он лишён в семье…

(24)Вот таким образом затягивают подростков в свои ряды и сектанты, и фашисты, и наркодилеры и тому подобные «организации».

                                                                              (По Н.Нарицыну*)

 

*Николай Николаевич Нарицын – автор ряда научно-популярных книг по психологии

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21 – 24. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Размышляя на волнующую его тему, автор использует такой приём, как (А)______(в предложениях 6, 20), и такое синтаксическое средство выразительности, как (Б)______ (предложения 4, 11). С помощью такого тропа, как (В)______ («в мире взрослых» в предложении 3, «многие спотыкаются» в предложении 5), Нарицын указывает на сложность ситуации, в которой оказывается подросток, а описывая опасности на жизненном пути молодого человека, автор использует такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (предложение 24)».

 

Список терминов:

 

1) эпитет

2) цитирование

3) метафора

4) диалектизм

5) парцелляция

6) ряд однородных членов

7) восклицательные предложения

8) вопросительные предложения

9) профессиональная лексика

Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (04.11.2015)
Просмотров: 1249 | Теги: задание 25, художественные средства, егэ по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: