Вариант 27 (по Домбровичу)

(1)Что такое духовность?..(2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3)Профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)За этим, тоже, кстати, весьма смутным, понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности – явления, по всей видимости, необъятного.

(6)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью! (7)Попробую развернуть приметы бездуховности.

(8)Проявляется она прежде всего в отношениях между людьми. (9)В том, что человек не может или не хочет поставить себя на место другого. (10)Но здесь требуется оговорка: мы иногда путаем способность разобраться в другом со способностью понять его. (11)Разобраться – значит попросту установить, что, например, вашему знакомому тоскливо. (12)При этом у вас могут возникнуть разные предположения о причинах его тоски, и вы будете довольно бесстрастно перебирать в уме эти предположения. (13)Всё это ещё далеко от понимания, понять – это не только установить, что кому-то не очень хорошо, но и почувствовать это. (14)Понимание бывает в двух случаях. (15)Либо вы по натуре отзывчивый человек и вам представляется, что всё происходящее с окружающими происходит и с вами. (16)Либо вы человек каких угодно качеств, а всё дело в том, что ваш знакомый вам дорог, тогда он стал как будто частью вашего «я». (17)Это превращение другого в неотъемлемую часть вашего духовного мира психологи с начала XX века называют интроекцией.

(18)Дружба и любовь в истинном понимании слова немыслимы без интроекции, иначе это только яркий суррогат этих чувств. (19)Нет интроекции – остаётся наполовину осознанный, наполовину интуитивный поиск «выгод», которые нам может дать дружба с тем или иным лицом. (20)Сам по себе этот поиск нормален и составляет некую сторону приспособительной деятельности человека. (21)Но если мы ищем только выгод, мы не вполне люди.

(22)Бездуховность обнаруживает себя, когда люди не испытывают ни малейшего смущения, вторгаясь в ваши личные дела, объясняя вам мотивы ваших действий, порицая вас и давая советы. (23)Когда они фантастически бестактны. (24)Когда им не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. (25)Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. (26)Ну а если иным? (27)Тогда они вертят пальцем у виска и громко смеются.

(28)Итак, ещё одна примета бездуховности – неспособность понимать какие бы то ни было мотивы, кроме самых элементарных.

(29)Все эти проблемы обсуждает наша пресса. (30)Но мне хотелось выделить более узкое понятие, с которым может работать психолог, врач. (31)Абсолютно бездуховные люди – большая редкость. (32)Бездуховность, скорее, состояние, которое представляет собой одну из многих форм существования одной и той же личности, один из её возможных обликов. (33)Есть люди, побуждаемые обстоятельствами войти именно в эту «роль». (34)Это своего рода срыв, и потом они возвращаются к своему обычному облику. (35)Но человек, которому пришлось столкнуться с «сорвавшимся», уже не забудет, каким тот выглядел тогда. (36)Не забудет и, возможно, не простит.

(37)Рецепта против бездуховности нет. (38)Зато мы можем понять её истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело.

                                                                              (По А. Домбровичу*)

*Домбрович Анатолий Борисович (родился в 1933 г.) – прозаик и поэт, литературный критик, врач, психолог, автор популярных книг по психологии и психотерапии. 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21 – 24. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Не случайно в тексте используются лексические средства, среди которых – (А) _____(«невроз», «интроекция», «приспособительная деятельность»). Дело в том, что А.Домбрович делает попытку дать научное определение бездуховности. Однако речь автора эмоциональна, о чём свидетельствуют не только лексическое средство выразительности – (Б) _____ (например, «меряют на свой аршин» в предложении 25), синтаксическое средство выразительности – (В) ______ (предложения 22, 27), но и троп – (Г) ______ (например, «рецепт против бездуховности» в предложении 37».

 

Список терминов:

 

1) эпитет

2) неологизмы

3) метафора

4) просторечные слова

5) фразеологизмы

6) ряды однородных членов

7) риторическое восклицание

8) термины

9) ирония

Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (05.11.2015)
Просмотров: 1068 | Теги: художественные средства, егэ по русскому языку, задание 25 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: