Вариант 34 (по Тендрякову)

           (1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) – Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) – Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) – Вы учите – будь только честным и никак по-другому?

(10) – Учу.

(11) – И зла никому не делай – учите?

(12) – Учу.

(13) – И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите?

(14) – Тоже.

(15) – А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) – А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай…(19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) – Я хочу…– Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб…(23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужда и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, а бы первый вам в ножки поклонился.

(29) – Всех этом научить или только одну вашу дочь?

(30) – Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) – Так что же получится, Василий Петрович, – все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей…(32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) – А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. (36)Выхода нет – приспосабливайся к нему.

(37) – Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…

(38) – Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл – ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет. (44)Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются... (46)А вы!

                                                                                   (По В. Тендрякову)

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) – прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

 

«Проблема, которая стала предметом спора героев В.Тендрякова, непроста, каждый герой имеет свою точку зрения и выражает её очень эмоционально, горячо, пытаясь убедить собеседника в своей правоте. Поэтому в тексте появляется такое синтаксическое средство выразительности, как (А) _____ (предложения 3,8). Каждый собеседник стремится найти весомые аргументы в поддержку своей точки зрения, об этом свидетельствует такой приём, как (Б) _____ («не кидалась на тех, кто сильней…, а осторожничала» в предложении 24). Герои В.Тендрякова принадлежат к разным социальным слоям, имеют разный уровень образования, что ярко проявляется в речи каждого из них. Так, например, писатель воссоздаёт речь Василия Петровича с помощью таких лексических средств, как (В) ______ (например, «загодя» в предложении 21, «дурой» в предложении 25) и (Г) _____ («лез напролом» в предложении 22, «с ума … не сошёл» в предложении 42)».

 

Список терминов:

 

  1. фразеологизмы
  2. книжные слова
  3. просторечные слова
  4. эпитеты
  5. сравнения
  6. антитеза
  7. инверсия
  8. парцелляция
  9. восклицательные предложения
Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (14.07.2017)
Просмотров: 1192 | Теги: задание 24, егэ по русскому языку | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: