Вариант 52 (по Лихачёву)

(1)Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в неё человек. (2)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть всё, что так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (3)Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали её человечность и приволье.

(4)Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслонённым густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.

(5)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъёмы! (6)Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий — линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (7)Пахарь укладывал борозду к борозде — как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (8)Так кладётся в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди — жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги — как стадо, вышедшее на водопой.

(9)Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (10)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (11)Обе культуры — плод исторического развития, причём развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с её многомиллионнолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (12)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. (13)Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. (14)Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. (15)Но нет, равновесие всюду своё и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. (16)На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».

(17)Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. (18)Около этого хребта бежит дорога. (19)Хребет образовывался столетиями. (20)Крестьяне освобождали свои поля от камней — валунов и булыжников — и сваливали их здесь, у дороги. (21)Образовался ухоженный рельеф большого острова. (22)Весь дух этого рельефа пронизан ощущением многовековья.

(23)… Пейзаж России на всём её богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.

(24)В деревне и в городе продолжается тот же ритм параллельных линий, который начинается с пашни. (25)Борозда к борозде, бревно к бревну, улица к улице. (26)Крупные ритмические деления сочетаются с мелкими, дробными. (27)Одно плавно переходит к другому.

(28)Старый русский город не противостоит природе. (29)Он идёт к природе через пригород. (30)«Пригород» — это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. (31)Пригород — при городе, но он и при природе. (32)Пригород — это деревня с деревьями, с деревянными полудеревенскими домами. (33)Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву,

он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. (34)И всё это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов — грядок, улиц, домов, брёвнышек, плах мостовых и мостиков.                     (Д.С. Лихачёв)

 

«Текст Д.С. Лихачёва о русском пейзаже характеризуется активным использованием лексических средств выразительности, среди которых представлены (А) ____ (общежительна, многомиллионнолетним, многовековья), (Б) _____ (предложения 1, 2, 28 и др.). Выразительность рассуждению придаёт активное использование (В) ____ (предложения 6, 8, 17). Синтаксический строй текста отличается развёрнутостью, что в значительной степени определяется применением (Г) ____(предложения 4, 23, 33)».

 

Список терминов:

 

  1. эпитет
  2. вопросно-ответное единство
  3. ирония
  4. метафора
  5. синекдоха
  6. сравнение
  7. индивидуально-авторские неологизмы
  8. градация
  9. ряды однородных членов
Категория: Задание 26 | Добавил: филолог (26.07.2018)
Просмотров: 4529 | Теги: художественные средства, егэ по русскому языку, задание 25 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: