Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Открывая в России университет при Академии наук, Пётр I брал пример с Европы, где учебные заведения, выпускавшие людей, сведущих в разных областях знания, появились уже давно. (2)Долго главными учебными центрами в Западной Европе были монастырские школы, вместе с тем в городах учёные люди тоже нередко собирали вокруг себя учеников, чтобы передать им свои знания, и один из таких учёных в XII веке открыл в итальянском городе Болонье школу, готовившую законоведов, которая получила официальный статус, закреплённый буллой папы Адриана IV. (3) <…> появился первый в мире университет.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.
1)В Западной Европе главными учебными центрами долгое время были монастырские школы, и только в XII веке в итальянском городе Болонье был открыт университет. 2)Открывая в России университет, Пётр I брал пример с Европы, где ещё в XII веке в Болонье был основан первый в мире университет. 3)В западноевропейских городах учёные люди нередко собирали вокруг себя учеников, и один из таких учёных в XII веке открыл в итальянском городе Болонье готовившую законоведов школу, которая получила официальный статус, закреплённый буллой папы Адриана IV. 4)Первый в мире университет был основан ещё в XII веке в Болонье, и Пётр I по примеру Европы создал университет в России. 5)Университеты – учебные заведения, выпускавшие людей, сведущих в разных областях знания, в Европе появились раньше, чем в России.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки этому Кроме того, Зато Так Несмотря на это,
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЦЕНТР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЦЕНТР, -а; м. 1)Город с административными, промышленными и другими учреждениями. Промышленные центры страны. 2)Высший руководящий орган или органы. Директивы центра. 3)Срединная и главная часть чего-либо, ядро. Центр мироздания. 4)Место сосредоточения чего-нибудь; важный пункт чего-нибудь. Торговый центр. 5)Центральная часть города, большого населённого пункта. Жить в центре.
Ответ: __________________________________________
Вариант 2 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи – союзами, союзными слова, но и другими средствами, менее чётко выделяемыми в ткани текста. (2)К ним относятся повторения слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. (3) <…> даже ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Отдельные части текста объединяются только привычными формами связи – союзами, союзными словами. 2)Средствами связи в тексте могут служить как союзы и союзные слова, так и средства, менее чётко выделяемые в ткани текста: ассоциации, повторение слов, однотипных структур. 3)Как союзы и союзные слова, так и средства, менее чётко выделяемые в ткани текста: ассоциации, повторение слов, однотипных структур – могут служить средствами связи в тексте. 4)Ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей текста, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга. 5)Отдельные части текста объединяются повторением слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).
Хотя Разве Очевидно, Кроме того, Вряд ли
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТКАНЬ, -и, ж. 1)Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани. 2)Общее название для тканых и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей. 3)перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.) Ткань рассказа.. 4)В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов жизнедеятельности. Соединительная ткань. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений)
Ответ: __________________________________________
Вариант 3 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Задавшись целью зажечь в лампочке электрическую дугу, изобретатели XIX века прежде всего принялись конструировать специальные механизмы-регуляторы. (2)<…> дуга возникает лишь тогда, когда концы горизонтально расположенных угольных электродов находятся на строго определённом расстоянии друг от друга: чуть оно уменьшается или увеличивается, разряд пропадает, вдобавок во время разряда уголь постепенно выгорает. (3)А регуляторы должны постоянно, с определённой скоростью двигать выгорающие угольные электроды навстречу друг другу, чтобы дуга не гасла.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Постоянное горение электрической дуги в лампочке обеспечивают специальные механизмы-регуляторы. 2)Чтобы поддерживать горение электрической дуги в лампочке, изобретатели XX века работали над созданием регуляторов, равномерно двигающих выгорающие угольные электроды друг к другу. 3)В лампочке возникает электрическая дуга, когда концы горизонтально расположенных угольных электродов находятся на строго определённом расстоянии друг от друга. 4)Когда между концами угольных электродов уменьшается или увеличивается расстояние, разряд пропадает, а уголь постепенно выгорает, поэтому необходимы специальные механизмы, которые обеспечивают горение лампочки. 5)В XX веке изобретатели стремились создать регуляторы равномерного движения выгорающих угольных электродов друг к другу, обеспечивающие постоянное горение электрической дуги в лампочке.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот Следовательно, Зато Поэтому Дело в том, что
Ответ: __________________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПРЕДЕЛЁННЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОПРЕДЕЛЁННЫЙ, -ая, -ое. 1)Ясный, не допускающий сомнений. Дать определённый ответ. 2)Некоторый, известный, тот или иной. В определённых случаях. 3)Твёрдо установленный. Существует определённый порядок. 4)Безусловный, несомненный. Такой результат – определённый успех.
Ответ: ______________________________________
Вариант 4 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э., 2790 лет назад. (2) <…> спорт родился значительно раньше: ещё за два века до открытия первых игр в священной Олимпии был создан первый сохранившийся в мировой литературе отчёт о спортивном соревновании. (3)Это было описание игр, происходивших на исходе Троянской войны, оно вошло в предпоследнюю, двадцать третью песнь «Илиады» Гомера, и прообразом этих эпических соревнований, безусловно, послужили вполне реальные соревнования гомеровского времени.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Первые Олимпийские игры прошли ещё в глубокой древности – в 776 году до н.э., 2790 лет назад. 2)Первое сохранившееся в мировой литературе повествование о спортивном соревновании вошло в поэму Гомера «Илиада». 3)Реальные спортивные соревнования, происходившие на исходе Троянской войны, описаны в поэме Гомера. 4)Спорт родился за два века до открытия первой Олимпиады, что подтверждается описанием в поэме Гомера «Илиада» первых спортивных соревнований на исходе Троянской войны. 5)О рождении спорта в древности свидетельствуют страницы поэмы Гомера «Илиада», где описаны спортивные соревнования, проведённые на исходе Троянской войны, – за два века до первых Олимпийских игр.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).
Поэтому Но Во-первых, Даже Вопреки этому
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСХОД, -а, м. 1)Выход откуда-л. И. из подземелья. 2)Способ разрешить какое-л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и. из создавшегося положения. 3)Окончание, завершение, конец; результат чего-л. И. дела. Счастливый и. предприятия, дела. На исходе дня. 4)[с прописной буквы] религ. Вторая книга Ветхого Завета (содержит предания о жизни евреев в Египте и уходе оттуда, вручении Моисею десяти заповедей).
Ответ: __________________________________________
Вариант 5 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)После долгой и кропотливой работы в период 1860 – 1875 годов Максвелл создал теорию, в которой электрические и магнитные силы природы были объединены в понятие единого электромагнитного поля, включающего видимый свет, невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. (2)Он свёл всё известное людям об электричестве и магнетизме к четырём удивительно простым уравнениям. (3) <…> эти уравнения сообщили, что свет – это просто электромагнитные волны, способные распространяться в пустом пространстве так же легко, как в прозрачных телах, причём из уравнений следовало, что эти электромагнитные волны могут существовать сами по себе.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Свет – это электромагнитные волны, способные распространяться в пустом пространстве так же легко, как в прозрачных телах. 2)В 1860 – 1875 годах Максвелл создал теорию единого электромагнитного поля, включающего видимый свет, невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. 3)Максвелл, создавший в 1860-1875 годах теорию единого электромагнитного поля, обобщил свои представления в четырёх уравнениях, которые раскрывали свойства света как электромагнитных волн. 4)В 1860 – 1875 годах Максвелл создал теорию единого электромагнитного поля, обобщив свои представления в четырёх уравнениях, раскрывающих свойства света как электромагнитных волн. 5)Максвелл провёл большую работу по осознанию природы электричества, сил природы и обобщил свои представления в уравнениях.
Ответ: _____________________________
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово (сочетание слов).
Именно Даже Хотя Наоборот, Вопреки этому,
Ответ: __________________________________________
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж. 1)Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Законы, явления п. Проникать в тайны природы. 2)Совокупность естественных условий и особенностей какой-л. местности (рельеф, растительный и животный мир, климатические условий). Северная п. Тропическая п. Простор русской п. 3)Совокупность естественных свойств, склонностей, потребностей человека, человеческого организма. Человеческая п. 4)разг. Натура, характер человека. Спокойный, сдержанный по природе. 5)Сущность, основное свойство чего-л. П. атома. П. космических лучей.
Ответ: __________________________________________ | |
| |
Просмотров: 14827 | | |
Всего комментариев: 0 | |