Текст № 13

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответы на извечные гамлетовские вопросы, – так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь – прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности – целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

            (8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась нить жизни великого композитора, эта часть так и называется – «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

            (13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)Здесь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки – это следствие. (17)Поэтому с малых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

            (18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное – трудно».

                                                                                   (Ю. Бондарев)

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. Прекрасному нужно учиться, нужно ценить его.
  2. Существуют такие зрители, которые посещают концерты только из суетных побуждений.
  3. Духовная пустота обедняет человека, делает его жизнь серой.
  4. В юности человек не ищет ответы на вечные вопросы бытия.
  5. Красота и культура могут смириться с серой и бездеятельной жизнью.

 

Ответ: _______________________________

 

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. В предложениях 1 – 3 представлено повествование.
  2. В предложении 17 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предложении 15 текста.
  3. В предложениях 10 – 12 представлено рассуждение.
  4. В предложении 12 содержится вывод к мысли, высказанной в предложениях 10 – 11.
  5. Предложения 1 – 2 противопоставлены по содержанию.

 

Ответ: ______________________

 

23. Из предложений 7 – 9 выпишите фразеологизмы.

 

Ответ: _________________________________

 

24. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________

 

25. «Что ждёт человека, не научившегося ценить прекрасное? Троп – (А) _____ («серая жизнь») воссоздаёт это будущее. Отчего это может случиться? В лексике (Б) _____ «эмоциональная необразованность» – «духовная пустота» (предложения 11, 12) называют эти причины. Поэтому, наверное, автор особую роль в воспитании чувств отводит Слову в литературе, и троп – (В) _____ «оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений» (предложение 17) точно отражает его назначение. И учиться прекрасному нужно в юности, в ту пору, которая так образно передана тропом – (Г) ______: когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы».

 

Список терминов:

 

  1. развёрнутое сравнение
  2. развёрнутая метафора
  3. анафора
  4. контекстные синонимы
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. контекстные антонимы
  8. парцелляция
  9. риторический вопрос
Категория: Задания 22 - 26 | Добавил: филолог (24.07.2017)
Просмотров: 3822 | Теги: задания 20 - 24, егэ по русскому языку | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: