(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. (2)От настоящего не останется ничего… (3)А на самом деле оказалось всё иначе. (4)Мои сверстники остались со мной. (5)Не все, конечно: многих унесла смерть. (6)И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. (7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. (8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. (9)Я помню, что у моей матери настоящие друзья остались только её подруги по гимназии. (10)У отца друзья были его сокурсники по институту. (11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (12)Молодость – это время сближений. (13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14)В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. (15)Неразделённая радость – не радость. (16)Человека портит счастье, если он переживает его один. (17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. (18)Горе человеку, если он один. (19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (20)Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (21)Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. (22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (23)Навыки в труде – тоже. (24)Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. (25)А как это важно для человеческого счастья! (26)Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… (27)Как в молодости, так и в старости. (28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят. (Д.С. Лихачёв)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Автор заблуждался, считаю, что в зрелом возрасте с ним рядом не будет людей, с которыми был близок в юные годы. 2) С возрастом открытость к дружбе и способность сближаться с людьми укрепляется. 3) Настоящие друзья помогают в полной мере ощутить счастье и пережить радостные минуты. 4) Трудовые навыки, приобретённые в молодости, сохраняются на всю жизнь. 5) Для человеческого счастья важно уметь доставлять радость другим. Ответ: ____________________________
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 3 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные в предложениях 1,2. 2) В предложениях 12 – 18 представлено рассуждение. 3) Предложения 4 – 8 не включают описание. 4) Предложения 19 – 28 содержат повествование. 5) В предложениях 9, 10 представлены примеры, подкрепляющие мысль, выраженную в предложении в 8. Ответ: ______________________________
23. Из предложений 8 – 12 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: ________________________________
24. Среди предложений 19 – 29 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи синонима и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. Ответ: _____________________________
25. «Доказывая идеи относительно значимости молодости в жизни человека, академик Д.С. Лихачёв прибегает к приёму (А) ______ (предложения 1 – 4, 7, 24 – 26, 28). В предложениях 26 и 27 использовано такое синтаксическое средство, как (Б) _________, и это создаёт эффект непринуждённого разговора с читателем. Из применённых автором лексических средств необходимо отметить (В) ______ (предложения 5, 11,20). Для повышения степени убедительности речи автор использует (Г) ______ (предложения 2, 21, 24)». Список терминов:
| |
| |
Просмотров: 4383 | | |
Всего комментариев: 0 | |