(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели». (4)Действительно, читать – это переосмысливать жизнь, самого себя в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и – «Минувшее проходит предо мною…». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, – говорил Пушкин. – (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты». (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения мне подарили книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора… (13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых – середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг. (17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой… (19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправляется спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос – лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», – это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу. (34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей – быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались. (По Г. Бакланову*) *Григорий Яковлевич Бакланов (1923 – 2009) – русский советский писатель, публицист.
21.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей. 2)В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей. 3)Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг. 4)Чтение книг – это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни. 5)Литература перестала быть учебником жизни.
Ответ: ___________________________.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях 23 – 33 содержится описание. 2)Предложения 1 – 3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4. 3)В предложениях 15 – 16 представлено повествование. 4)В предложениях 19 – 22 представлено рассуждение. 5)В предложениях 34 – 36 представлено повествование.
Ответ: ___________________________.
23.Из предложения 16 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________.
24.Среди предложений 10 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
25. «Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)______ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б) ________ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______ (предложения 2 – 3, 8 – 9). Такой троп, как (Г)________ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».
Список терминов:
1)ряды однородных членов 2)эпитеты 3)лексический повтор 4)развёрнутая метафора 5)цитирование 6)литота 7)диалектизм 8)риторический вопрос 9)восклицательные предложения
Ответ: | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 2423 | | |
Всего комментариев: 0 | |