Текст № 42

(1)Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2)Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и дано уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. (3)Матерщина свободно и горделиво льётся в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (7)Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

                (5)Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времён. (6)Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».

                (7)В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

                (8)Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственно людям с невысоким уровнем культуры. (9)В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически – и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (10)Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11)Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12)Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящие в ней. (13)Поэтому сквернословие так устойчиво: ребёнок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

                (14)Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15)Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

                (16)Ещё одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17)Диапазон этой разновидность мата весьма широк – от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей. (18)Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19)Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

                (20)Мат – это, увы, объективная суровая реальность.  (21)Отчётливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22)Вряд ли. (23)Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24)Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.

                (25)Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26)Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27)Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28)Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29)Давайте будет нетерпимы к сквернословию – наложим на его полные и не подлежащий обсуждению запрет.

                                                                               (По С. Виноградову)

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.

 

1) Сквернословие в нынешнее время стало практически языковой нормой для всех социальных слоёв населения.

2) Сквернословие напрямую связано с низким уровнем образования.

3) Основная среда формирования привычного сквернословия – семья.

4) Нетерпимое отношение к сквернословию, значительное повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека может излечить общество от этого языкового явления.

5)Существуют универсальные рецепты излечения от сквернословия.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)В предложениях 16 – 17 представлен описательный фрагмент.

2)В предложениях 21 – 24 представлено повествование.

3)Предложения 2 – 4 содержат подтверждения суждения, высказанного в предложении 1.

4)Предложение 29 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.

5)В предложениях 18 – 19 представлено рассуждение.

 

Ответ: ________________________________________

 

23.Из предложений 21 – 23 выпишите синонимы.

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

24. Среди предложений 7 – 13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и частицы. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

25. «Культурная катастрофа» – вот как автор характеризует обвальное сквернословие, ставшее для большинства людей речевой нормой, и такое синтаксическое средство, как (А) ______ (предложение 3), наглядно демонстрирует этот факт. И это далеко не безобидное явление: (Б) _______ (предложение 6) даёт представление о том, как наши предки относились к нецензурным словам. Такой приём, как (В) ______ (предложение 21 – 22), позволяет автору высказать своё мнение по данной проблеме, а троп (Г) ______ (предложение 24) рисует психологию матерящегося человека».

 

Список терминов:

 

1) развёрнутая метафора

2) лексический повтор

3) цитирование

4) вопросно-ответная форма изложения

5) инверсия

6) ряды однородных членов

7) парцелляция

8) риторический вопрос

9) цитирование

Категория: Задания 22 - 26 | Добавил: филолог (03.08.2017)
Просмотров: 3162 | Теги: егэ по русскому языку, задания 21 - 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: