(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом – сплошной перрон…(3)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река… (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья…(9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили. (10)Так и текла моя московская жизнь: за днём – день, за неделей – другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу. (13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью… (14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили…(17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)Зима, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит… (19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты – словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко. (23) – Подарки пора покупать, – сказала одна из них. (24) – А чего дарить? (25)И всё дорого. (26) – Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка. (27) – Когда же ты успеешь?! (28) – А ты? (29) – Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там – войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее. (35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит. (37) – А папе…(38)У нас такой папа хороший, работящий…(39)И я ему подарю…(40)А дедушке…(41)А бабушке… (42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок… (44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей – малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече… (По Б.П. Екимову*) *Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – русский прозаик и публицист.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.
1) Ощущение праздника складывается порой из самых незначительных деталей. 2) Погружённость человека только в работу, жизнь в городе мешают полноценно ощущать радость жизни. 3) Хорошее настроение человека вряд ли поднимет настроение окружающим. 4) Семья, забота о близких наполняют жизнь человека радостью 5) Хорошее настроение позволяет человеку ощутить красоту окружающего мира и почувствовать надежду на светлое будущее.
Ответ: ________________________________________
22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 20 – 21 представлено повествование. 2) В предложении 43 представлено рассуждение. 3) В предложении 45 представлено описание. 4) В предложении 47 содержится описательный фрагмент. 5) В предложениях 31 – 34 представлено повествование.
Ответ: ________________________________________
23.Из предложения 45 выпишите антонимы.
Ответ: ___________________________________________________________
24. Среди предложений 43 – 48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
25. «В тексте автор употребляет различные тропы: (А) __________ («течёт молчаливая людская река» в предложении 6), (Б) __________ («как колокольчик» в предложении 36). Объясняя свои внутренние ощущения после нечаянно услышанного разговора, автор использует лексическое средство выразительности – (В) __________ («с лёгким сердцем» в предложении 44). Синтаксическое средство выразительности – (Г) ____________ (предложения 1, 5) – помогает автору изобразить обстановку, в которой происходит действие, и передаёт настроение героя».
Список терминов:
1) ряды однородных членов 2) метафора 3) сравнение 4) фразеологизм 5) лексический повтор 6) парцелляция 7) просторечное слово 8) диалектизм 9) вопросно-ответная форма изложения | |
| |
Просмотров: 1511 | | |
Всего комментариев: 0 | |