Текст № 49

Эта заметка предназначалась для газеты, которую в 1924 году Союз писателей решил выпустить к 125-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Опубликована лишь в 1962 году.

 

                (1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак.

                (3)Мы призваны – согласитесь – и я в том числе – писать о гении. (4)Писать – значит судить. (5)Подлежит ли гений суду? (6)Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть «Бориса Годунова» и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю или с чем не согласен?

                (7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только то, что дал он тебе и что ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?

                (9)Да, сохранил.

                (10)Почему этот гений не страшен? (11)Без молний и громов, без режущего глаза блеска? (12)Когда я думаю о Пушкине, немедленно и отчётливо представляется мне та Россия, которую я люблю и знаю. (13)Я знаю его с той поры, как начал читать. (14)Лет семи, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочёл «Руслана и Людмилу», и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина в первый раз. (15)Путь воплощения строк в образы, а образов в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания.

                (16)Так было и дальше. (17)Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души. (18)Так полно переложить в свои книги самого себя, так лукаво, с такой подкупающей, прелестной улыбкой заставить книгу обернуться Александром Сергеевичем мог только он один. (19)Я слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: «Современен ли Пушкин?» (20)То есть: «Современна ли природа? (21)Страсть? (22)Чувства? (23)Любовь? (24)Современны ли люди вообще?» (25)Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов. (26)Теперь, когда «искусство» приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, как он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного вúдения слагалась в ясный и великий пейзаж.

                (27)А.С. Пушкин знал, что такое искусство.

                                                                                              (По А.С. Грину)

*Александр Степанович Грин (1880 – 1932 гг.) – русский писатель, автор философско-психологических произведений с элементами фантастики. В числе самых известных его книг – «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.

 

1) А.С. Грин хотел бы, чтобы из «Бориса Годунова» были изъяты спорные фрагменты.

2) А.С. Грин прочитал поэму «Руслан и Людмила» лет в семь.

3) По мнению А.С. Грина, А.С. Пушкин, отчётливо отразив «хаотическую пыль непосредственного вúдения», не успел превратить её «в ясный и великий пейзаж».

4) А.С. Грин призывает современников взглянуть на А.С. Пушкина как на «вчерашний день подлинного искусства».

5) По мнению А.С. Грина, творчество А.С. Пушкина будет современно всегда.

 

Ответ: ________________________________________

 

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 13 – 15 сообщается о следующих друг за другом событиях.

2) Предложение 17 поясняет содержание предложения 16.

3) Ведущий тип речи в этом тексте – рассуждение.

4) Предложения 20 – 24 поясняют содержание предложения 19.

5) Предложения 25–26 содержат ответы на вопросы, представленные в предложениях    19 – 24.

 

Ответ: ________________________________________

 

23.Из предложения 1 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

24. Среди предложений 1 – 8 укажите предложение, которое связано с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ________________________________________________

 

25. «Статья А.С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А.С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп – (А) ____________ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп – (Б) ___________ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «”искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) – и лексическое средство выразительности – (В) ___________ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём – (Г) ___________ (предложения 20 – 23) – помогает автору ярче передать свои мысли».

 

Список терминов:

 

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизмы

9) парцелляция

Категория: Задания 22 - 26 | Добавил: филолог (03.08.2017)
Просмотров: 2304 | Теги: егэ по русскому языку, задания 21 - 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: