(1)В некотором городе жил один чудак…(2)Был он очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением. (5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем. (8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: (10) «Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. (11)Твоё несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой». (12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14)И будет делаться всё богаче. (15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует. (17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» – незаметно утрачивается. (18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уде наполовину завершено, и вдруг он забывает свой план. (19) «Прекрасно! (20)Но для его я всё это предпринимал? (21)Чего я, собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, расщепление атома. (24)Этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём. (29)Современное человечество должно хотя бы интуитивной чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин. (30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной химии, техники и науки? (31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного – смысла жизни. (32)Он должен отправиться на поиски. (33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей. (По И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883 – 1954) – известный религиозный философ, писатель и публицист русского зарубежья.
21.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Современный мир находится в состоянии духовного кризиса, потому что человечество утратило представление о смысле жизни. 2)Современный человек находится в постоянном поиске смысла жизни. 3)Высокий уровень развития науки и техники требует от человечества высокой духовной культуры. 4)Технические изобретения двадцатого века могут стать как средством созидания, так и орудием разрушения. 5)Если человек не будет задумываться о смысле жизни, то его ждёт множество опасностей.
Ответ: ___________________________.
22. Какие из перечисленных утверждений являются неверными? Укажите номера ответов.
1)Предложения 3 – 4 содержат описание. 2)В предложениях 25 – 26 представлено рассуждение. 3)Предложение 28 содержит аргумент к тезису, сформулированному в предложении 27. 4)В предложениях 31 – 32 представлено повествование. 5)В предложении 22 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 20.
Ответ: ___________________________.
23.Из предложения 27 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: ___________________________.
24.Среди предложений 1 – 7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи противительного союза.
Ответ: ___________________________.
25. «Отношение И.А. Ильина к поставленной в тексте проблеме помогает подчеркнуть такое лексическое средство выразительности, как (А) ______ «новые» в предложении 16, «главное» в предложениях 16, 31, 33, «чаще» в предложении 33). Чтобы точнее передать ход своей мысли, писатель умело применяет синтаксические средства выразительности, например (Б) _______ (предложения 1, 2, 3) и (В) ______ (предложения 20, 30). Образность речи автора придают яркие тропы, в частности (Г) ______ («причудливым пением» в предложении 4, «горестным бременем» в предложении 7, «всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания» в предложении 25)».
Список терминов: 1)парцелляция 2)эпитет(-ы) 3)инверсия 4)разговорная лексика 5)вопросительные предложения 6)лексический повтор 7)сравнение(-я) 8)вводные слова 9)книжная лексика
Ответ: | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 2050 | | |
Всего комментариев: 0 | |