(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже – часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие... (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не рядом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот... (10)Разве может возвысить человека такое «добро» – сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе – много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом - их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (30)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет. (По А.Лиханову*) * Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1955 г.) – прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, автор книг, посвященных детям.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера предложений.
1)Родители сами виноваты в том, что их дети вырастают бездушными. 2)Умению сочувствовать, сопереживать детей могут научить только самые близкие люди. 3)Современная молодежь выглядит очень взросло. 4)Если родители определят ребёнка в «престижную» школу, он вырастет добрым и хорошим человеком. 5)Материнские жертвы ради детей всегда нужны и оправданы. Ответ: ________________________________________
22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях 4-9 представлено рассуждение. 2)Предложение 12 содержит аргумент к тому, о чём говорится в предложениях 10 – 11. 3)Предложение 22 объясняет содержание предложения 21. 4)Предложение 22 включает элемент описания. 5)Предложения 29 – 30 содержат повествование.
Ответ: ________________________________________
23.Из предложения 7 выпишите синонимы. Ответ: __________________________________________________
24. Среди предложений 2 – 9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: ________________________________________________
25. «Проблема, о которой размышляет А.Лиханов, – одна из центральных в его творчестве. Синтаксическое средство выразительности – (А)_______ (например, в предложениях 7,15) – помогает автору подчеркнуть наиболее важные аспекты этой проблемы. Лексические средства: (Б)__________ («дяди» и «тети» предложение 1) и (В)_________ («злым, жестоким – добрым» предложения 31-31) в сочетании с таким синтаксическим средством, как (Г)___________ (предложения 6,7). Служат для усиления эмоционального воздействия на читателя»
Список терминов:
1) метафора 2) синонимы 3) антонимы 4) ряды однородных членов 5) эпитет 6) разговорные слова 7) лексический повтор 8) риторические вопросы 9) вопросно-ответная форма изложения | |
| |
Просмотров: 2160 | | |
Всего комментариев: 0 | |