Повторение 6 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Около двух тысяч лет назад на востоке Европы жили загадочные племена, которые греческие и римские авторы называли венедами и считали предками славян. (2)Венедами звали славян и их ближайшие соседи: германцы и финны. (3)Интересно, что в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. (4)Но были ли действительно легендарные венеды предками славян? (5)Ответ на этот вопрос, к сожалению, до сих мор не найден. (7)Современной науке известно, что к VI – VII векам славянские племена занимали огромнейшую территорию, западная граница которой проходила по Эльбе, восточная – по среднему течению Днепра и Десны, северная – по Припяти, на юге славянские земли доходили до верховьев Днестра и отрогов Карпатских гор. (8)В верховьях Эльбы, на Одере и Висле жили предки современных западнославянских народов: поляков, словаков и чехов, а на востоке, между Днепром и Днестром, – восточнославянские племена, будущие белорусы, русские, украинцы. (9)Часть славян к VII веку поселилась на берегах Дуная и на Балканском полуострове. (10)Они смешались там с местным населением – фракийцами и иллирийцами. От них пошли современные южные славяне: болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, черногорцы. (По Л.А. Багровой)
В1. В предложениях 1 – 3 найдите глагол, в котором количество букв и звуков не совпадает._________________________________________
В2. К слову граница из предложения 7 подберите синоним. _____________________________________________________
В3. В предложениях 1 – 5 найдите разносклоняемое существительное. _______________________________________________
В4. В предложениях 3 – 8 найдите прилагательное в простой превосходной степени. ______________________________________________
В5. В предложениях 7 – 10 найдите переходные глаголы. _________________________________________________________
В6. Укажите способ образования слова загадок из предложения 6. ______________________________________________________
В7. В предложениях 8 – 10 найдите слово, образованное приставочным способом. _______________________________________________
В8. Из предложений 8 – 10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. ______________________________________________________
В9. Из предложений 6 – 9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса –ЕНН-, пишется НН». _____________________________________________
В10. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с вводными словами. Напишите номер этого предложения. ____________________________
В11. Выпишите грамматическую основу предложения 9. _____________________________________________________
В12. Среди предложений 1 – 6 найдите предложения, в которых союз И связывает однородные члены предложения. Напишите номера этих предложений. __________________________________________
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Грамотность начинается с простейшего умения писать и считать. (2)Уже в три-четыре года малыш поднимается по лестнице и уверенно считает ступеньки: «Раз, два, три, четыре…». (3)А в первом классе в тетради пишут цифры. (4)Эти цифры называются арабскими, хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. (5)Об это пишут один из первых математиков эпохи Возрождения Леонардо Пизанский: «Девять индусских знаков следующие: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (6)С помощью этих знаков и знака 0, который называется по-арабски сифр, можно написать любое число». (7)Любопытно, что у Пизанского цифры идут не в том порядке, к которому мы привыкли. (8)Это объясняется тем, что арабы пишут не слева направо, как мы, а справа – налево. (9)Слово цифра произошло от названия ноля у арабом, и в России это таинственное слово ещё долго означало ноль. (10)Вот что говорится о первом российском учебнике математики Леонтия Магницкого, изданном в 1703 году: «Нумерация есть счёт или способ представлять совершенно все числа с помощью десяти знаков, которые изображаются так: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. (11)Девять из них значащие, а последний же 0 сам по себе ничего не значит». (По А.П. Савину)
В1. В предложениях 5 – 6 найдите глагол, в котором количество букв и звуков не совпадает.______________________________________
В2. К слову поднимается из предложения 2 подберите и запишите антоним. __________________________________________________
В3. В предложениях 3 – 4 найдите существительное, которое имеет форму только единственного числа. ______________________________
В4. В предложениях 1 – 4 найдите прилагательное в простой превосходной степени. _________________________________________________
В5. В предложениях 7 – 8 найдите переходный глагол.________________
В6. Укажите способ образования слова грамотность из предложения 1. __________________________________________________
В7. В предложениях 3 – 5 найдите слово, образованное приставочным способом. _____________________________________________
В8. Из предложений 4 – 6 выпишите слово с непроверяемой согласной в корне. _______________________________________________
В9. Из предложений 7 – 11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса –ЕНН-, пишется НН». ______________________________________________________
В10. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение со сравнительным оборотом. ______________________________________________
В11. Выпишите грамматическую основу предложения 2. __________________________________________________________
В12. Среди предложений 4 – 9 найдите предложение, в котором союз И связывает однородные члены предложения. ___________________________
Вариант 3
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Паукообразные появились на Земле 400 миллионов лет тому назад, когда и первые беспозвоночные. (2)Пауков можно найти всюду: на высоте четырёх миль в Гималаях, в пустынях. (3)Ткачество – ремесло распространённое, но не обязательное. (4)Не всем паукам для охоты требуются ловчие сети. (5)Но вот найти такого паука, который бы не умел прясть нить, пожалуй, невозможно. (6)А нить эта требуется для самых различных целей – и для охоты, и для благоустройства жилья, и для создания кокона, защищающего яйца, и даже для летания по воздуху. (7)Что же такое паучья нить? (8)Это сложное протеиновое вещество, которое выделяется особыми железами и имеет уникальную структуру. (9)Жидкость затвердевает на воздухе и становится прочной и эластичной. (10)Прочность паутины удивительна, и сравниться с ней могут очень немногие волокна. (11)Эластичность паутины тоже поразительна: отдельное волоконце может растягиваться на 20% длины. (12)На что годится паучий щёлк? (13)В 1899 году в поисках наилучшей ткани для покрытия дирижабля был изготовлен превосходный образец паутинной материи длиной 5 метров. (14)Эта ткань была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. (15)Сейчас ткани из паутины изготавливают жители Мадагаскара. (16)Очевидцы утверждают, что такое паутинное платье блестит, словно золото, стоит к нему прикоснуться. (По З.А. Власовой)
В1. В предложениях 2 – 5 найдите глагол, в котором количество букв и звуков не совпадает.____________________________________
В2. К слове различных из предложения 6 подберите синоним. _______________________________
В3. В предложениях 2 – 5 найдите существительное, которое употребляется только в форме множественного числа. _______________________________
В4. В предложениях 11 – 16 найдите прилагательное в простой превосходной степени. ________________________________________________
В5. В предложениях 12 – 16 найдите переходные глаголы и выпишите их. ________________________________________________
В6. Укажите способ образования слова эластичность из предложения 11. ______________________________________________________
В7. В предложениях 3 – 7 найдите слово, образованное сложением. Запишите это слово. _______________________________________________
В8. Из предложений 11 – 16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.__________________________________________________
В9. Из предложений 10 – 14 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н при помощи суффикса –Н-, пишется НН». ________________________________________________________
В10. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с вводными словами. ______________________________________________
В11. Выпишите грамматическую основу предложения 3. _______________________________________________________
В12. Среди предложений 5 – 10 найдите предложение, в котором союз И связывает части сложного предложения. ______________________________
Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Существует такой исторический анекдот. (2)Как-то яростным ревнителям «настоящего русского» языка, которые настаивали на том, что заимствованные слова нам, истинным славянам, совершенно ни к чему, предложили передать на том самом «настоящем русском» фразу «Франт идёт по бульвару из театра в цирк». (3)И знаете, что у них получилось? (4)«Хорошилище грядёт по гульбищу из позорища в ристалище». (5)Как видите, эксперимент не удался, и ничего, кроме смеха, он не вызвал. (6)Почему этого не произошло, вы узнаете, прочитав замечательную книгу Найджела П. Брауна «Странности нашего языка. Занимательная лингвистика». (7)Не стоит пугаться того, что это перевод с английского, потому что англичане позаимствовали у древних греков и римлян ровным счётом то же, что и мы с вами. (8)А значит, большинство из них совершенно так же, как и мы, не догадываются, что такие привычные слова, как колонна, алфавит, поликлиника, диагноз, карниз, гороскоп, студент, фасон, мелодрама, космос, бактерия и многие другие, придуманы не нами и даже не ими. (9)Книга предназначена для всех, кто хочет разобраться в сложностях такого родного и любимого нами русского языка. (10)Для тех, кто хочет узнать, какое отношение к тому, что мы говорим, читаем и пишем, имеют древние греки и не менее древние римляне. (По О. Перфильеву)
В1. В предложениях 9 – 10 найдите глаголы, в которых букв больше, чем звуков. ____________________________________________________
В2. К слову пугаться из предложения 7 подберите синоним. ____________________________________________________
В3. В предложениях 8 – 9 найдите существительное, которое употребляется только в форме единственного числа. ________________________________
В4. В предложениях 6 – 10 найдите прилагательное в составной сравнительной степени. ____________________________________________
В5. В предложениях 4 – 8 найдите переходные глаголы. ___________________________________________________________
В6. Укажите способ образования слова сложностях из предложения 9. ___________________________________________________________
В7. В предложениях 7 – 10 найдите слова, образованные приставочным способом. ___________________________________________________
В8. В предложениях 1 – 5 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне. _____________________________________________________
В9. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н при помощи суффикса –Н-, пишется НН». ________________________________________________________
В10. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение с вводными словами. ______________________________________________
В11. Выпишите грамматическую основу предложения 4. __________________________________________________________
В12. Среди предложений 5 – 10 найдите предложение, в котором союз И связывает части сложного предложения. ___________________________________
Источник: http://В.С. Легоцкая, "Русский язык", 2012 | |
| |
Просмотров: 3451 | |
Всего комментариев: 0 | |