Тест "Имя существительное" (часть 1)
  1. Какие из данных существительных не относятся к женскому роду?
  1. тушь
  2. рожь
  3. зябь
  4. ветвь
  5. бремя
  6. рояль
  7. вуаль
  8. страстишка
  9. мозоль
  10. тюль

 

  1. Какие из данных существительных не относятся к мужскому роду?
  1. гений
  2. пень
  3. тюль
  4. слуга
  5. шинель
  6. толь
  7. пылища
  8. воришка
  9. табель за 1 класс
  10. домище

 

  1. Какие из данных существительных не относятся к среднему роду?
  1. время
  2. дитя
  3. носище
  4. ножища
  5. маслице
  6. заводишко
  7. городишко
  8. стремя
  9. пепелище
  10. умишко

 

  1. Выделите слова женского рода: алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви, миссис.

 

Дополнительное задание 1. Придумайте к выбранным Вами существительным женского рода по три прилагательных.

 

Дополнительное задание 2. Определите род остальных существительных.

 

Дополнительное задание 3. Пользуясь словарями, выясните значения слов: боа, кредо, алиби.

 

  1.  Выделите слова среднего рода: декольте, купе, клише, кольраби, мадам, атташе, желе, лото, шимпанзе, лассо.

 

Дополнительное задание 1. Придумайте к выбранным Вами существительным среднего рода по три прилагательных.

 

Дополнительное задание 2. Определите род остальных слов.

 

Дополнительное задание 3. Что такое «лассо»?

 

  1. Допишите окончания.
  1. Отметить в свое___ табел___.
  2. По Петровск___ табел ___ о рангах.
  3. В потрепанн___ табел___ успеваемости за 2 класс.
  4. К заводск___ табел___ рабочего времени.
  5. Записать в цехов____ табел___.
  6. В военн____ табел___ о рангах.

 

Дополнительное задание 1. Заметили ли Вы какие-либо особенности в грамматическом роде слова «табель»? Какие?

 

Дополнительное задание 2. Придумайте предложения с №2,5,6.

 

  1. Допишите окончания прилагательных.
  1. к азиатск___ пони
  2. у больш___ кенгуру
  3. о жесток___ рантье
  4. вкусн___ желе
  5. справедлив___ желе
  6. без талантлив____ импресарио
  7. на старинн___ канапе
  8. с тёпл___ кашне
  9. в модн___ кафе
  10. дорог___ отель

 

Дополнительное задание 1. Что такое канапе?

 

Дополнительное задание 2. Придумайте предложения со словосочетаниями №3,6,7.

 

  1. Найдите неправильный вариант.
  1. толстая мозоль
  2. билет с плацкартом
  3. покрыть толем
  4. белый георгин
  5. тонкая вольера
  6. чёрный клавиш

 

  1. Найдите правильный вариант
  1. белая манжета
  2. красивый зал
  3. золотая канделябра
  4. вылечить катаракт
  5. старая банкнота
  6. ленточная глиста

 

Дополнительное задание. Исправьте допущенные ошибки.

 

  1. Найдите неправильный вариант.

А. Он сидел у рояля и перелистывал ноты. И на покорную рояль властительно ложились тени.

Б. за тополью высокой я вижу там окно. Ветка тополя уже бросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

В. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Лицо девушки закрыто вуалем.

 

  1. Допишите окончания прилагательных.
  1. Ваня так___ неряха.
  2. Вася, ты настоящ___ молодчина.
  3. Катя – ужасн___ кривляка.
  4. Моя дочка – известн___ лакомка.
  5. Мой сын – ужасн___ лакомка.
  6. Он полн___ невежда в технике.
  7. Ваня, нельзя быть так___ неженкой.
  8. Дыня – больш___ неженка.
  9. Обычн___ невежда не так страшен, очень опасен невежда самоуверенн___.

  

  1. Найдите слова мужского рода: воевода, юноша, хвастунишка, зайчишка, умишко, голосишко, подмастерье, судья, сапожище, путь.

 

Дополнительное задание 1. Придумайте к выбранным Вами существительным мужского рода по три прилагательных.  

 

Дополнительное задание 2. Определите род остальных существительных.

 

  1. Найдите существительные женского рода: Сочи, Чили, Миссисипи, Керчь, Онтарио (штат), Перу.

 

Дополнительное задание. Придумайте к выбранным Вами существительным женского рода по три прилагательных.

 

  1. Найдите неправильный вариант.
  1. Токио утопало в зелени.
  2. Туапсе всегда был хорошим курортным местом.
  3. Дели встретил нас солнцем.
  4. Миссури в этом месте резко поворачивала налево.
  5. Батуми ставился апельсиновыми садами.

 

Дополнительное задание. Исправьте допущенную ошибку.

 

  1. Найдите неправильные варианты.
  1. хлебосольное Тбилиси
  2. полноводная Миссисипи
  3. вечерний Баку
  4. ночной Рио
  5. солнечные Сочи

 

Дополнительное задание 1. Как определяется род несклоняемых географических названий?

 

Дополнительное задание 2. Исправьте допущенные ошибки.

 

  1. Найдите существительные мужского рода: бенгали, банту, пушту, хинди, идиш, иврит.

 

  1. Найдите аббревиатуры, имеющие мужской род.
  1. вуз
  2. загс
  3. ФРГ
  4. ООН
  5. СНГ
  6. МИД
  7. БСЭ
  8. МГУ
  9. МХАТ
  10. ЮНЕСКО

 

Дополнительное задание 1. Расшифруйте эти аббревиатуру. Подчеркните слова, при помощи которых Вы определили род аббревиатур.

 

Дополнительное задание 2. Придумайте свои пять аббревиатур и составьте с ними предложения.

 

18. Какие существительные не относятся к женскому роду?

  1. иван-да-марья
  2. хлеб-соль
  3. перекати-поле
  4. иван-чай
  5. плащ-палатка
  6. мать-и-мачеха

 

Дополнительное задание 1. Подберите прилагательные ко всем словам.

 

Дополнительное задание 2. Придумайте предложения со словом «перекати-поле» в прямом и переносном значениях.

 

19. Допишите окончания.

  1. Это хорошо описано А.Н. Толстым в «Восемнадцатом год___».
  2. В «Горячем снег___» Ю.Бондарев писал почти о себе.
  3. В «Берег___» Ю.Бондарева более всего интересует одна тема: человек на войне.
  4. Это мысль не нова, об этом говорил ещё Данте в «Ад___».
  5. В «Вишнёвом сад___» есть и грустное, и смешное.

 

Дополнительное задание 1. Объясните, чем отличаются формы: годе – году, снеге – снегу, аде – аду, саде – саду.

 

Дополнительное задание 2. Возможно ли в этих предложениях использовать в качестве вариантов обе формы существительных?

 

20. Определите, в каком падеже употреблены выделенные существительные?

  1. Лето осень сменяет. (И.п. ед.ч., В.п., ед.ч.)
  2. Конюх купил лошадей. (Р.п. мн.ч., В.п., мн.ч.)
  3. Две лошади паслись на лугу. (Р.п., ед.ч., Д.п., ед.ч., И.п., мн.ч.)
  4. Машины едут по шоссе. (В.п., ед.ч., Д.п., ед.ч., Т.п., ед.ч.)

 

21. Найдите неправильные варианты.

  1. кружка квасу
  2. нарезать сыру
  3. вкус чаю
  4. кусок сахару
  5. производство сахара
  6. гость табаку
  7. налить супа
  8. заварить чаю
  9. обработка сахара
  10. головка лука

 

Дополнительное задание 1. Расскажите о конкуренции форм родительного падежа на –а(-я) и на –у(-ю): сахара – сахару.

 

Дополнительное задание 2. В каких из этих словосочетаний возможно употребление обеих конкурирующих форм?

 

22. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

будни _____________________________________

сумерки ___________________________________

снадобья __________________________________

клипсы ____________________________________

ясли ______________________________________

лохмотья __________________________________

потёмки ___________________________________

плечи _____________________________________

свечи _____________________________________

побережье _________________________________

 

23. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа приведённых существительных.

  1. вафля (вафель – вафлей)
  2. кочерга (не образуется – кочерг – кочерёг)
  3. сапог (сапогов – сапог)
  4. носок (носок – носков)
  5. чулки (чулок – чулков)
  6. лимон (лимон – лимонов)
  7. подворотня (подворотен – подворотней)
  8. грамм (грамм – граммов)
  9. солдат (солдатов – солдат)
  10. туфля (туфель – туфлей)

 

24. Выберите правильный вариант.

  1. купить (двух коров – две коровы)
  2. подстрелить (трёх куропаток – три куропатки)
  3. изучать (вирусы – вирусов)
  4. увидеть (эмбрион – эмбриона)
  5. рассматривать (зародыши – зародышей)

 

25. Какие из этих существительных употребляется только в одном числе: беднота, побои, баранина, железо, щи, недра, слова, дичь, отруби?

 

26. Какие из этих существительных употребляются только в единственном числе: мозг, бельё, мошкара, молоко, масло, вилы, часы (наручные), мёд, тоска, лёд?

 

27. Какие из этих существительных употребляются только во множественном числе: грабли, гусли, хлопоты, белки, спирты, чернила, румяна, консервы, именины, пески?

 

28. Найдите фамилии, которые склоняются: Моруа, Петрарка, Дюма, Митта, Золя, Гойя.

Дополнительное задание 1. Запишите эти фамилии в родительном, дательном и предложном падежах.

 

Дополнительное задание 2. Придумайте с ними предложения.

 

29. Найдите варианты, где фамилия не склоняется.

  1. Анна Бах
  2. Любовь Блок
  3. Роберт Шуман
  4. Эрнест Хемингуэй
  5. Альфонс Доде
  6. Виктор Гюго

 

Дополнительное задание. Допишите, если необходимо, окончания.

  1. Писать Анн__ Блок__
  2. Восхищаться Любовь__ Блок___
  3. Памяти Роберт__ Шуман___
  4. Книги Эрнест___ Хемингуэ__
  5. Сочинения Альфонс___ Дод___
  6. Роман Виктор___ Гюг___

 

30. Поставьте слова в скобках в нужной форме.

  1. В (полверсты) от дороги начинался лес.
  2. Жил старик в (полчаса) езды от города.
  3. Накануне экзамена юноша работал до (полночь).
  4. К (полдень) дождь усилился.
  5. Не всё ли равно, когда это произойдёт: сейчас или (полчаса) позже.
  6. Он оборвал свою речь на (полслова).
  7. Из-за (полуостров) показалась белая яхта.
  8. Принеси (полстопы) бумаги.
  9. Больше (пол-литра) воды понадобилось на приготовления этого блюда.


Источник: http://Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М.: "АКВАРИУМ ЛТД", 2001
Категория: Тесты | Добавил: филолог (19.08.2019)
Просмотров: 2551 | Теги: имя существительное, речевые ошибки, речевые нормы, тест по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: