КИМ ЕГЭ "Реквием"

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.         

                      1961

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

         В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

  - А это вы можете описать?

    И я сказала:

 - Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957

Ленинград

ПОСВЯЩЕНИЕ

 

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор. И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... шатается... одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

Март 1940

 

1. Тексту поэмы предшествует цитата, выражающая основную идею произведения. Как называется этот  элемент композиции произведения?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

2. К какому средству художественной изобразительности прибегает Ахматова, чтобы показать масштаб трагедии: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река»?

 

Ответ: _________________________________________________________

 

3. «Смертельная тоска», «по столице одичалой», «осатанелых лет». Какой троп использует автор?

 

Ответ: _________________________________________________________

 

4. Укажите название фигуры речи, состоящей в повторе начала стихотворной строки: «Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат».

 

Ответ: _________________________________________________________

 

5. Как называется образное определение предмета или явления, построенное  при помощи сопоставления его с другим: «Подымались как к обедне ранней, … встречались, мертвых бездыханней»?

 

Ответ: _________________________________________________________

 

6. В данном отрывке присутствует прием реминисценции («каторжные норы») – обращение к образам ранее созданных произведений, хорошо известных читателям. Укажите, к какому произведению обращается Ахматова.

 

Ответ: _________________________________________________________

 

7. Определите стихотворный размер «Посвящения».

 

Ответ: _________________________________________________________

 

8. К какому литературному направлению относится «Реквием» Ахматовой?

 

Ответ: _________________________________________________________

 

 

С1. Какие средства художественной изобразительности помогают понять авторскую точку зрения на события, изображенные в поэме?

 

С2. В данном произведении отражена эпоха массовых репрессий в нашей стране; как автор характеризует это время?  Кто еще из писателей отразил эту трагическую страницу нашей истории?

 

РЕКВИЕМ

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась

(Последняя с морем разорвана связь),

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

А.А. Ахматова, 1940

 

1. Какая стилистическая фигура использована А.А.Ахматовой для создания художественной выразительности в строках:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой...?

 

Ответ: ______________________________________________________

 

2. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь».

 

Ответ: ______________________________________________________

 

3. Приведенный фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь частей?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

4. Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

5. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

6. Укажите жанр произведения Ахматовой «Реквием».

 

Ответ: _________________________________________________________

 

7. Какое средство художественной выразительности, представляющее собой употребление слова в переносном значении на основании сходства каких-либо предметов и явлений, использовано в строке «Сиянье лёгкий месяц льёт»?

 

Ответ: _____________________________________________________

 

 

С1. Какой «приговор» эпохе выносится в эпилоге поэмы?

 

С2. В творчестве каких русских писателей звучит тема памяти и что позволяет сопоставить их произведения с эпилогом поэмы?

Категория: А.А. Ахматова | Добавил: филолог (12.07.2015)
Просмотров: 11996 | Комментарии: 1 | Теги: ЕГЭ по литературе, Реквием, Ахматова | Рейтинг: 2.1/7
Всего комментариев: 1
1 Надя  
Привет

Имя *:
Email *:
Код *: