КИМ ЕГЭ "Гроза"

Общественный сад на высоком берегу ________; за __________ сельский вид.

На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за ________и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто!

Кулигин. Восторг! А ты: «нешто!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Все одно.

Молчание

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Шапкин. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Шапкин. Ой ли!

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. <…>

Явление второе

Те же, Дикой и Борис.

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

Александр Островский «Гроза»

 

1.К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза» (ответ запишите в именительном падеже)?

 

Ответ: ______________________________________________

 

2.Какое название реки пропущено в тексте (в именительном падеже)?

 

Ответ: ______________________________________________

 

3.За Диким, Кабанихой (и другими героями их типа) закрепилось слово, выведенное на сцену Островским и сделавшееся после его пьес общеупотребительным. Им обычно обозначают «властного человека, который руководствуется во взаимоотношениях с людьми личным произволом». Один из героев Островского протолковал это слово так: «это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда...» Запишите это слово.

 

Ответ: ________________________________________________

 

4.Как называют острое столкновение, противостояние характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия (начало такого противостояния мы видим в приведенном фрагменте)?

 

Ответ: _________________________________________________

 

 

5.Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре?

 

Ответ: _________________________________________________

 

6.Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?

 

Ответ: __________________________________________________

 

7.В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, набранные курсивом. Каким термином их обозначают?

 

Ответ: ______________________________________________

 

8.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

 

А) Дикой

Б) Борис

В) Кулигин

 

 

1) уезжает в Сибирь

2) вытаскивает Катерину из воды

3) высылает племянника из Калинова

4) бросает упрек матери

 

Ответ:

               

А

Б

В

 

 

 

 

 

9.Представителем какого сословия, изображенного Островским, является Дикой.

Ответ: _________________________________________________

 

10.Как автор обозначил жанр пьесы «Гроза»?

Ответ: ____________________________________________

 

11.Запишите название города, в котором происходит действие пьесы.

 

Ответ: ____________________________________________

 

12.Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

 

Ответ: _____________________________________________

 

13.Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в первой части фрагмента?

Ответ: __________________________________________

 

14.Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?

 

Ответ: _______________________________________________

 

15.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

А) Дикой

Б) Борис

В) Кулигин

 

 

1) незлобивость и покорность

2) грубость, своеволие, невежество

3) ханжество и притворная религиозность

4) любовь к знанию и умение видеть красоту

 

Ответ:

               

А

Б

В

 

 

 

 

 

16.Гроза в пьесе — это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

 

Ответ: ________________________________________________

 

17.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

А) Кабанова

Б) Тихон Кабанов

В) Катерина

 

 

1) покорность и отсутствие воли

2) горячность и неумение скрывать правду

3) любовь к просвещению и стремление к поиску истины

4) грубость, невежество, притворная религиозность

 

Ответ:

               

А

Б

В

 

 

 

 

 

С1.Какова роль Кулигина в приведенном фрагменте и пьесе в целом?

 

С2.В каких произведениях русской литературы встречаются мотивы рабства, покорности, терпения, грубой силы (на выбор) и как эти произведения перекликаются с пьесой А.Н.Островского?

Категория: А.Н. Островский | Добавил: филолог (20.10.2015)
Просмотров: 7787 | Теги: Островский, ЕГЭ по литературе, Гроза | Рейтинг: 3.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: