"Снегурочка"

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Уроки 1 – 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

 

1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.

 

Биографические сведения

Мои замечания об услышанном

Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина – отец и мать

 

Начальное домашнее образование

 

В 1835 – 1840 годах – учёба в Московской губернской (первой) гимназии

 

1840 – 1843 годы – учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром

 

1843 – 1851 годы – служба в суде, первые литературные опыты

 

Темы творчества А.Н. Островского

 

 

2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?

 

Композиция волшебной сказки

События пьесы-сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

«Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста её душа,

Не властен он вредить Снегурке».

«Снегурочка, беги от Леля!»

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

 

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

 

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

 

Развязка

Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

 

 

5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.

 

Русские песни и обряды

Песни

Обработки и вариации народных песен

«Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»

Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая

 

Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы

 

Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)

 

Элементы свадебного обряда

 

 

6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Уроки 3 – 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

 

1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.

 

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героев

Бобыль

Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах

Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».

Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны

Бобылиха

Бобылиха – жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения

«Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».

Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»

 

Мураш

Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях

Д.1, явл.1

«Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»

 

Берендей и берендеево царство

Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды

Д.2, явл.1

Диалог царя с Бермятой.

Д.2, явл.2

«Воруют понемножку, благополучие – велико слово, не вижу я давно его в народе».

«В сердцах людей заметил я остуду немалую».

«Тщеславие, к чужим нарядам зависть».

«Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»

 

 

3.В чём видит Берендей причину несчастий?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.

 

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героя

Лель

Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей

Д.1, явл.3

«Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».

 

Купава

Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.

Купало, божество лета

Д.1, явл.5

«Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».

«Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».

Д.2, явл.3

«Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»

Д.3, явл.6

«Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»

 

Мизгирь

Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь – сорок грехов сбудешь

Д.1, явл.5

«Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».

«Торговый гость из царского посада».

Д.1, явл.6

«Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».

Д.1, явл.7

«И для любви погасшей возврата нет, Купава».

«Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»

 

Снегурочка

 

Д.1, явл.1

«Моя беда, что ласки нет во мне».

Д.1, явл.4

«Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

Д.2, явл.5

«Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».

Д.3, явл.1

«Люби меня немножко; дожидайся, – Снегурочка сама тебя полюбит».

Д.4, явл.2

«Хочу любить; но слов любви не знаю».

«Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»

 

 

5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Урок 5. Защита рефератов

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов – установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.

                        Идём скорей! Бледнеют тени ночи.

                        Смотри, заря чуть видною полоской

                        Прорезала восточный неба край,

                        Растёт она, яснее ширясь. Это

                        Проснулся день и раскрывает веки

                        Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела

                        Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

                        Перед толпой покажет Солнцу Лель

                        Любимую свою подругу.

_____________________________________________________________

 

3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?

Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?

________________________________________________________________

Категория: А.Н. Островский | Добавил: филолог (15.06.2015)
Просмотров: 9484 | Теги: литература 8 класс, Островский, Снегурочка | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: