А.П.Чехов "Человек в футляре"

  Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

 

Рассказ «Человек в футляре» (1898)

 

  • Первая часть «маленькой трилогии», посвящённой теме «футлярности». Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», объединённые образами охотников Ивана Ивановича Чимши-Гималайского и учителя гимназии Буркина.
  • Образ «человека в футляре» стал нарицательным.

 

Тематика и проблематика

 

  • Чехов показывает душевное оскудение, измельчание человека.
  • «Футлярность» – стереотипность мышления, «улиточность» существования, отчуждённость личности от «живой жизни» – явление одновременно психологическое, социальное и философское.
  • Рассказ приобретает общественно-политическое звучание. В нём есть приметы России эпохи правления Александра III: запрещающие циркуляры, полицейский сыск, доносы, «фискальство», страх.
  • Проблемы выходят за пределы отдельной личности и эпохи, они имеют универсальный, вневременной характер.

 

Композиция и сюжет

 

Особенности композиции

 

Композиция построена на приёме «рассказа в рассказе»: история Беликова рассказывается и комментируется охотниками на привале. Такая структура позволяет вскрыть универсальный смысл образа главного героя, избегая прямой оценки.

 

Рамочный сюжет

 

В сарае старосты на краю села Мироносицкого расположились на ночлег охотники: ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Речь заходит о жене старосты Марфе, которая в последние десять лет даже на улицу выходит только по ночам. Это напоминает Буркину историю жизни своего сослуживца Беликова.

 

История Беликова

 

  • Беликов был учителем греческого языка, «у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь».
  • В гимназию, где работают Буркин и Беликов, назначают нового учителя географии, Михаила Саввича Коваленко. С ним приезжает и его тридцатилетняя сестра Варенька. Она хороша собой, весела, прекрасно поёт. Варенька очаровывает всех, даже Беликова. Учителя решают женить их. Кто-то рисует карикатуру, изображая героя с зонтом под руку с Варенькой и с подписью «влюблённый антропос». На Беликова это производит тяжёлое впечатление. Вскоре он встречает на улице Коваленок, катающихся на велосипеде. Он возмущён этим и отправляется к ним, чтобы высказать это. Коваленко спускает его с лестницы. Подошедшая Варенька, увидев в ситуации только комизм, смеётся.
  • Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, приводит Беликова в такой ужас, что он, придя домой, «слёг и через месяц умер».

 

Рамочный сюжет

 

По окончании рассказа Иван Иванович говорит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?».

Приятели устраиваются на ночлег в сарае и, засыпая, слышат шаги Марфы. Взволнованный Иван Иванович восклицает: «Нет, больше жить так невозможно!»

 

Оппозиция персонажей

 

Беликов

 

Варенька

Воплощение «заразы», ведущей к внутренней смерти

Воплощение вольной жизни, наполненной движением, радостью и смехом

 

Образ Беликова

 

Характеристика

 

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком…И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши… и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге… и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

 

Власть Беликова

 

Осторожность Беликова («как бы чего не вышло») имеет агрессивный характер. Его коллеги подчиняются ему: по его указанию выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. «…этот человечек… держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!...Под влиянием таких людей… в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…»

 

Смерть Беликова

 

В гробу Беликов достиг своего идеала: «наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Символично, что все присутствующие на похоронах были в калошах и с зонтами (каждый по-своему «человек в футляре»). После смерти Беликова снова воцарилась «такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещённая циркулярно, но и не разрешённая вполне».



Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013
Категория: А.П. Чехов | Добавил: филолог (12.04.2014)
Просмотров: 2427 | Теги: А.П.Чехов, Человек в футляре, справочник, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: