КИМ ЕГЭ "Дама с собачкой"

Театр был полон. И тут, как вообще во всех губернских театрах, был туман повыше люстры, шумно беспокоилась галерка; в первом ряду перед началом представления стояли местные франты, заложив руки назад; и тут, в губернаторской ложе, на первом месте сидела губернаторская дочь в боа, а сам губернатор скромно прятался за портьерой, и видны были только его руки; качался занавес, оркестр долго настраивался. Всё время, пока публика входила и занимала места, Гуров жадно искал глазами.

Вошла и Анна Сергеевна. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на неё, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека; она, затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, какого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок, он думал о том, как она хороша. Думал и мечтал. Вместе с Анной Сергеевной вошёл и сел рядом молодой человек с небольшими бакенами, очень высокий, сутулый; он при каждом шаге покачивал головой и, казалось, постоянно кланялся. Вероятно, это был муж, которого она тогда в Ялте, в порыве горького чувства, обозвала лакеем. И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах, в небольшой лысине было что-то лакейски-скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой-то ученый значок, точно лакейский номер.

В первом антракте муж ушёл курить, она осталась в кресле. Гуров, сидевший тоже в партере, подошёл к ней и сказал дрожащим голосом, улыбаясь насильно:

– Здравствуйте.

Она взглянула на него и побледнела, потом ещё раз взглянула с ужасом, не веря глазам, и крепко сжала в руках вместе веер и лорнетку, очевидно борясь с собой, чтобы не упасть в обморок. Оба молчали. Она сидела, он стоял, испуганный её смущением, не решаясь сесть рядом. Запели настраиваемые скрипки и флейта, стало вдруг страшно, казалось, что из всех лож смотрят. Но вот она встала и быстро пошла к выходу; он – за ней, и оба шли бестолково, по коридорам, по лестницам, то поднимаясь, то спускаясь, и мелькали у них перед глазами какие-то люди в судейских, учительских и удельных мундирах, и все со значками; мелькали дамы, шубы на вешалках, дул сквозной ветер, обдавая запахом табачных окурков. И Гуров, у которого сильно билось сердце, думал: «О, Господи! И к чему эти люди, этот оркестр...»

И в эту минуту он вдруг вспомнил: как тогда вечером на станции, проводив Анну Сергеевну, говорил себе, что всё кончилось и они уже никогда не увидятся. Но как ещё далеко было до конца! На узкой, мрачной лестнице, где было написано «ход в амфитеатр», она остановилась.

– Как вы меня испугали! – сказала она, тяжело дыша, все ещё бледная, ошеломлённая. – О, как вы меня испугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?

– Но поймите, Анна, поймите... – проговорил он вполголоса, торопясь. – Умоляю вас, поймите...

Она глядела на него со страхом, с мольбой, с любовью, глядела пристально, чтобы покрепче задержать в памяти его черты.

– Я так страдаю! – продолжала она, не слушая его. – Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?

Повыше, на площадке, два гимназиста курили и смотрели вниз, но Гурову было

всё равно, он привлёк к себе Анну Сергеевну и стал целовать её лицо, щеки, руки.

– Что вы делаете, что вы делаете! – говорила оно в ужасе, отстраняя его от себя. – Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас... Заклинаю вас всем святым, умоляю... Сюда идут!

По лестнице снизу вверх кто-то шёл.

– Вы должны уехать... – продолжала Анна Сергеевна шёпотом. – Слышите, Дмитрий Дмитрич. Я приеду к вам в _______. Я никогда не была счастлива, я теперь несчастна и никогда, никогда не буду счастлива, никогда! Не заставляйте же меня страдать ещё больше! Клянусь, я приеду в __________. А теперь расстанемся! Мой милый, добрый, дорогой мой, расстанемся!

Она пожала ему руку и стала быстро спускаться вниз, всё оглядываясь на него, и

по глазам её было видно, что она в самом деле не была счастлива... Гуров постоял немного, прислушался, потом, когда все утихло, отыскал свою вешалку и ушёл из театра.

А. П. Чехов. «Дама с собачкой»

 

В1. Название какого города нужно вставить в текст вместо пропусков (ответ запишите в именительном падеже)?

 

Ответ: __________________________________________

 

В2. В эпизоде автор описывает смятенное душевное состояние Гурова и Анны Сергеевны в момент их встречи в театре. Как называется изображение внутренней жизни персонажей в художественном произведении?

 

Ответ: __________________________________________

 

В3. Во втором абзаце эпизода даётся описание внешности мужа Анны Сергеевны. Как называется такой способ характеристики героя?

 

Ответ: __________________________________________

 

В4. Какой стадии развития сюжетного действия рассказа соответствует данный эпизод? (Ответ дайте в именительном падеже.)

 

Ответ: __________________________________________

 

В5. Гуров просит Анну Сергеевну понять его, она умоляет его уехать, хотя для обоих высшее счастье – находиться рядом. Как называется такой скрытый смысл высказываний героев, который позволяет понять, что они чувствуют на самом деле?

 

Ответ: __________________________________________

 

В6. Выпишите из предпоследнего абзаца ключевое наречие, которое повторяется четырежды и передает эмоциональное состояние героини, не верящей в возможность собственного счастья.

 

Ответ: _________________________________________

 

В7. Атмосфера театра в губернском городе («провинциальная толпа», «вульгарная лорнетка» в руках героини, «звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок») противопоставлена чувству Гурова, увидевшего после разлуки Анну Сергеевну. Он понял, что «для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека», она «наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем», «он думал о том, как она хороша». Как называется такое противопоставление, создающее эффект резкого контраста?

 

Ответ: __________________________________________

 

В8. Какое художественное средство использовал автор: «…и в петлице у него блестел какой-то ученый значок, точно лакейский номер»?

 

Ответ: __________________________________________

 

В9. Какое средство выразительности использовал автор: «горького чувства», «мрачной лестнице»?

 

Ответ: __________________________________________

 

В10. Как называется лексическое средство выразительности, усиливающее эмоциональное воздействие слов: «А теперь расстанемся! Мой милый, добрый, дорогой мой, расстанемся!»

 

Ответ: __________________________________________

 

В11. Определите жанр произведения.

 

Ответ: __________________________________________

 

В12. Как называется нарушенный порядок слов: «Запели настраиваемые скрипки…»?

 

Ответ: _______________________________________

 

С1. Как изменились Гуров и Анна Сергеевна благодаря любви?

 

С2. Каким героям русской литературы, как и персонажам рассказа Чехова, любовь не принесла счастья? 

Категория: А.П. Чехов | Добавил: филолог (23.02.2014)
Просмотров: 5181 | Теги: А.П.Чехов, Дама с собачкой, ЕГЭ по литературе, тест | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: