Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
Рассказ «Хамелеон» (1884)
- Впервые опубликован в юмористическом журнале «Осколки» с подписью А.Чехонте (один из ранних псевдонимов А.П.Чехова)
- Имя героя рассказа стало нарицательным: так называют человека, меняющего свои взгляды в угоду обстоятельствам.
Жанровые особенности
- «Хамелеон» – типичный чеховский рассказ-сценка.
- Авторское повествование сведено к минимуму, оно воспринимается как развёрнутые ремарки к действующим лицам и декорациям.
- Для рассказа-сценки характерны парные персонажи – сценические (Очумелов и Елдырин) и внесценические (генерал Жигалов и его брат).
Сюжет и композиция
- «Золотых дел мастера» Хрюкина укусила собака, полицейский надзиратель Очумелов должен решить, как поступить с этой собакой.
- Зеркальная композиция. Основной приём – повторение. В «Хамелеоне» шесть раз меняется ответ на вопрос «Чья это собака?», в зависимости от этого меняется и поведение Очумелова: грубость чередуется с угодливостью. Это подчёркивается повторяющейся деталью: Очумелов снимает и надевает шинель (в зависимости от ситуации его бросает то в жар, то в холод).
Сатирическая направленность
- Юмор Чехова приобретает сатирический характер.
- Сатина направлена на полицейский произвол, угодничество перед начальством и грубость по отношению к нижестоящим. Основной объект – двоедушие, лицемерие, рабская психология, «хамелеонство» как социально-психологическое явление.
- Высмеивается и жертва – «маленький человек» Хрюкин. Он такой же «хамелеон», как и Очумелов («Нынче все равны…У меня у самого брат в жандармах»).
- Сатирически изображается и толпа.
- Вызывает сочувствие автора только собака.
Средства создания комического эффекта
- Фамилии персонажей: Очумелов, Елдырин, Хрюкин.
- Абсурдизмы речи: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?», «Я человек, который работающий»
- Композиция: кольцевая, рамочная (совпадают конец и начало рассказа); зеркальная повторяемость ситуации.
Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А. Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013 |