А.П.Чехов "Студент"

  Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

 

Рассказ «Студент» (1894)

 

  • Написан в Ялте, опубликован в журнале «Русские ведомости», в апреле 1894 года. Относится к позднему периоду творчества Чехова.
  • «Студент» был любимым произведением писателя.

 

Сюжет и композиция

 

  • В рассказе нет напряжённого действия, внешней занимательности.
  • Главную роль играет внутренний сюжет – история духовного прозрения героя.
  • Две сюжетные линии: встреча студента с вдовами и евангельская история об отречении Петра. В кульминации они пересекаются и, преломляясь в сознании героя, сливаются в одну.
  • Зеркальная композиция: совпадение ситуации в начале и в конце рассказа.

 

Экспозиция

 

Пейзаж определяет общую тональность повествования. «Погода вначале была хорошая, тихая», затем картина меняется – погода портится: «когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло». Студент духовной академии, сын дьячка Иван Великопольский в страстную пятницу возвращается с охоты в мрачном настроении: «студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше».

 

Рассказ студента. Завязка внутреннего сюжета

 

Проходя огородами, Иван встречает двух вдов, Василису и её дочь Лукерью, которые у костра моют посуду. Остановившись погреться, он вдруг вспоминает евангельские события, «происходившие в такую же холодную ночь во дворе иудейского первосвященника». Студент рассказывает женщинам историю о троекратном отречении Петра: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам… Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль».

 

Подготовка развязки внутреннего сюжета

 

Студент продолжает свой путь. В его душе происходит напряжённая работа – он понимает, что «то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему… Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок».

 

Кульминация и развязка внутреннего сюжета

 

К Ивану приходит душевное озарение: «И радость вдруг заволновалась в его душе…Прошлое, – думал он, – связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи». Происходит преображение внутреннего состояния героя: он «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь, … всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; … и невыразимо сладкие ожидание счастья, овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».



Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.:Эксмо, 2013
Категория: А.П. Чехов | Добавил: филолог (12.04.2014)
Просмотров: 3885 | Теги: студент, А.П.Чехов, справочник, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 2.4/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: