Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
Рассказ «Студент» (1894)
Сюжет и композиция
Экспозиция
Пейзаж определяет общую тональность повествования. «Погода вначале была хорошая, тихая», затем картина меняется – погода портится: «когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло». Студент духовной академии, сын дьячка Иван Великопольский в страстную пятницу возвращается с охоты в мрачном настроении: «студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше».
Рассказ студента. Завязка внутреннего сюжета
Проходя огородами, Иван встречает двух вдов, Василису и её дочь Лукерью, которые у костра моют посуду. Остановившись погреться, он вдруг вспоминает евангельские события, «происходившие в такую же холодную ночь во дворе иудейского первосвященника». Студент рассказывает женщинам историю о троекратном отречении Петра: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам… Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль».
Подготовка развязки внутреннего сюжета
Студент продолжает свой путь. В его душе происходит напряжённая работа – он понимает, что «то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему… Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок».
Кульминация и развязка внутреннего сюжета
К Ивану приходит душевное озарение: «И радость вдруг заволновалась в его душе…Прошлое, – думал он, – связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи». Происходит преображение внутреннего состояния героя: он «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь, … всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; … и невыразимо сладкие ожидание счастья, овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.:Эксмо, 2013 | |
| |
Просмотров: 3885 | | |
Всего комментариев: 0 | |