Задание 17.2 (ремарки)

Литература. Справочные материалы и тесты. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие / Е.В. Секачёва, Т.В. Скрипка, Н.В. Логунова; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

 

17.2. В чём принципиальная новизна ремарочной структуры пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»?

 

            Приступая к работе над сочинением, вспомните о том, как в современном литературоведении трактуется термин «ремарка». Покажите, какую роль выполняют ремарки, установите, как классифицируются ремарки в зависимости от их функциональной значимости. В итоге вы придёте к выводу о том, что ремарка как комментирующее авторское высказывание является способом воздействия на интерпретаторов драматического произведения – режиссёра, актёра, читателя.

            Прежде чем перейти к характеристике уникальной ремарочной структуры чеховских драм, покажите, что, создавая новый тип драматургического текста, А.П. Чехов не отказывается от опыта предшественников. Объясните, в чём это проявляется (в драмах сохраняется традиционная афишная ремарка, соблюдается деление на действия, а в ранних – на явления, остаётся неизменной общая графическая структура текста, отличающая драму от прозы, присутствует номинативная ремарка, ремарка интонационной характеристики реплики – «тихо», «громко», ремарка перемещения по сцене, ремарка «занавес»).

            Далее покажите, как в процессе поиска новых принципов драматической формы А.П. Чехов переосмысляет возможности ремарки. Отметьте, что ремарки указывают не просто обстановку места действия, они описывают интерьер как картину; «ремарки становятся средством создания определённой эмоциональной атмосферы отдельной сцены…, действия … и даже пьесы в целом»; ремарки определяют настроение, в котором должно протекать последующее действие; в ремарке есть указания на суточное время, освещение, наполненность пространства звуками; у ремарки появляется функция, сходная с функцией детали в чеховской прозе; ремарка становится равнозначной реплике персонажа; ремарки выходят на авансцену драматического действия, становятся одним из основных средств выражения авторской позиции.

            Отметьте, что «пауза» – самая частотная из ремарок А.П. Чехова. Она связана с разнообразными сюжетными фактами: смещением внимания с диалога на обстановку или действие извне, неожиданной фразой, невозможностью ответа, сменой темы разговора.

            В результате вы придёте в выводу о том, что ремарки пьес А.П. Чехова – вершина развития драматургических форм авторского комментирующего слова и одно из основных средств выражения авторской позиции.    



Источник: http://Литература. Справочные материалы и тесты. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие / Е.В. Секачёва, Т.В. Скрип
Категория: А.П. Чехов | Добавил: филолог (12.04.2017)
Просмотров: 1140 | Теги: А.П. Чехов, задание 17 ЕГЭ по литературе, Вишнёвый сад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: