Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Задания уровня А
Вариант 1
- Для кого из героев комедии цель жизни – «и награжденья брать, и весело пожить»? Назовите основные черты характера этого героя.
- Приведите примеры говорящих имён и фамилий героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Вариант 2
- Каков смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? От какого ума бывает горе? В чём смысл противопоставления Молчалина и Чацкого?
- Что общего в воззрениях Чацкого и просветителей XVIII века?
Вариант 3
- Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? Какие достоинства в его характере она видит?
- Кем представлен мир Фамусова в комедии? Как изображена грибоедовская Москва в образе Фамусова и его единомышленников?
Вариант 4
- Соблюдено ли правило трёх единств: единство места, времени, действия, обязательное для драматического произведения классицизма, в комедии А.С. Грибоедова? Обоснуйте свой ответ.
- Что вы знаете о прототипах Фамусова и Чацкого?
Вариант 5
- Опишите экспозицию комедии. Что в ней происходит? Кого из героев и как она характеризует?
- Вспомните, какие достоинства в своём характере видит Молчалин. Перечислите их. Что завещал ему отец и как герой выполнил это духовное завещание?
Вариант 6
- Разделите героев пьесы на главных, второстепенных и эпизодических. Дайте характеристику двум-трём второстепенным действующим лицам.
- Определите завязку комедии. Подготовлена она экспозицией или неожиданна, внезапна? Что мы узнаём в завязке о характерах главных героев?
Задания уровня В
Вариант 1
- Определите суть конфликта в комедии. В чём разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в пьесе?
- Составьте в виде плана биографию Чацкого до его приезда в Москву.
Вариант 2
- Как представлен мир Чацкого в комедии? Назовите его единомышленников.
- Зачем А.С. Грибоедову понадобилось ввести в пьесу внесценические действующие лица? Дайте характеристику некоторым из них.
Вариант 3
- Кто такие Кузьма Петрович и Максим Петрович? Что они сделали в своей жизни и чего добились? Почему Фамусов считает, что все должны равняться на них?
- У каких героев в комедии есть серьёзные монологи? Проанализируйте один-два монолога.
Вариант 4
- Найдите в тексте примеры осуждения крепостничества Чацким. Можно ли его считать сторонником отмены крепостного права?
- Кто такой полковник Скалозуб? Что это за человек? Какова его жизненная философия? Почему Фамусов заискивает перед ним?
Вариант 5
- Почему Чацкий возмущается преклонением светского общества перед всем иностранным? Что плохого в этом преклонении? Разделяют ли другие герои его мнение?
- Критик XIX века Н.А. Полевой писал: «Молчалин не разбирает средств и хочет только возвышаться, унижаясь». Как вы понимаете это суждение? Согласитесь или опровергните его, ссылась на текст.
Вариант 6
- Как Чацкий относится к военной и государственной службе? Что общего в его размышлениях и рассуждениях Стародума из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Обоснуйте свой ответ.
- Современный литературовед Ю.В. Лебедев пишет: «Роман Софьи Павловны с Молчалиным – роман односторонний. Со стороны же Молчалина этот роман – разновидность и проявление обычного его «метода». Молчалин «любезен» с Софьей Павловной из интересов своей службы. В этом отношении для него нет принципиальной разницы между Софьей и «собачкой дворника». Согласитесь с эти утверждением или опровергните его. Обоснуйте свою точку зрения, ссылаясь на текст.
Задания уровня С
Вариант 1
- Докажите, что проблема ума связана в комедии с проблемой безумия. Кто из героев и что полагает безумным? Почему сплетня о сумасшествии Чацкого имела такой успех?
- Покажите, как театральные амплуа, принятые в классицизме, находят своё отражение в комедии А.С. Грибоедова.
Вариант 2
- Можно ли считать Чацкого резонёром? Совпадает ли его позиция с авторской?
- Определите кульминацию пьесы. Докажите, что этот эпизод является общим и для идеологического, и для любовного конфликта.
Вариант 3
- Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мужчины уступают первенство женщинам (они правят и на сцене, и за сценой, и они же создают общественное мнение)? Объясните смысл этой сатиры А.С. Грибоедова.
- Победитель или побеждённый Чацкий, по мнению И.А. Гончарова? Каков итог борьбы Чацкого? Почему И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» утверждал, что роль Чацкого – роль страдательная? Изложите точку зрения критика, согласитесь с ней или опровергните.
Вариант 4
- Как противопоставляется в комедии век Екатерины II – Александровской эпохе? В чём смысл этого противопоставления?
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин, давая характеристику комедии А.С. Грибоедова, писал: «Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под.». Как вы относитесь к мнению А.С. Пушкина? Согласитесь или опровергните его рассуждение, опираясь на текст произведения.
Вариант 5
- А.И. Герцен сказал о Чацком: «Чацкий, меланхолический и ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов… это декабрист». Можно ли безоговорочно принять точку зрения А.И. Герцена? Что общего у Чацкого с декабристами и что отличает его от них? Изложите свои взгляды в виде тезисов.
- Сформулируйте основные положения, по которым Чацкий расходится с фамусовским обществом.
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |