Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Тема. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. (Анализ 1 – 2 глав)
1.В системе нравственных ценностей, отражённых в романе, на первом месте стоит понятие чести. Запишите лексическое значение слова. Честь ______________________________________________________________
2.Прослушайте сообщение «историка» о событиях и именах исторических личностей, упомянутых в замечаниях о семействе Гринёвых. Коротко запишите комментарии имён и понятий. Артемий Петрович Волынский ________________________________________ Бироновщина _______________________________________________________ Бурхард Христофор Миних ___________________________________________
3.Почему Андрей Петрович живёт замкнуто после отставки, не покидая деревни в далёкой Симбирской губернии? ___________________________________________________________________
4.По установленному Петром I порядку для получения офицерского чина дворяне должны были пройти службу рядовыми в гвардейских полках. Однако записанные на службу в самом раннем возрасте сыновья дворян достигали офицерского чина уже к моменту совершеннолетия. Почему Андрей Петрович, несмотря на своё несогласие с несправедливыми порядками, записал ещё не родившегося сына на службу в Семёновский полк? ________________________________________________________________________
5.Каков смысл фразы «воспитывались мы не по-нонешнему»? Почему отец не следил за успехами сына в учении? ________________________________________________________________________
6. Почему вместо столицы местом службы Гринёва был избран Оренбург? Каков смысл эпиграфа к первой главе романа? _________________________________________________________________________
7.Прототипом генерала Андрея Карловича Р. являлся генерал-поручик И.А.Рейнсдорп, отправленный Екатериной II в далёкий Оренбург и прослуживший в этом городе почти двадцать лет, до самой смерти. Почему именно к нему направлен Пётр Гринёв? _________________________________________________________________________
8.Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чём его основной смысл? В чём состоит, с точки зрения отца, долг дворянина? ________________________________________________________________________
9.Какой смысл приобретает эпиграф к главе «Вожатый»? ________________________________________________________________________
10.Какое символическое значение имеет буран, разыгравшийся в степи? ____________________________________________________________________
11.Прочитайте выразительно описание портрета вожатого. Какие слова в описании указывают на двойственность натуры вожатого? ___________________________________________________________________
12.Почему страшный сон приснился Гринёву именно в тот момент, когда он пренебрёг заветом отца? __________________________________________________________________
13.Запишите лексическое значение слова. Благословение ______________________________________________________
14.Почему Пётр отказался принять благословение? Воплощением каких начал является образ мужика из сна? ___________________________________________________________________
15.Почему во сне героя мужик совершает убийства в доме Гринёвых? Какой обобщённый смысл приобретает место преступления – дом героя? ___________________________________________________________________
16.В чём сходство и различия Петра Гринёва и героя комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? ___________________________________________________________________
Тема. Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». (Анализ 3 – 5 глав)
1.Выпишите из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости. Какой предстаёт перед героем Белогорская крепость? ___________________________________________________________________
2.Выпишите из текста реплики Василисы Егоровны. Как речь характеризует героиню? ___________________________________________________________________
3.В 4 главе рассказчик так характеризует коменданта крепости: «Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Какой смысл приобретает замечание «вышедший из солдатских детей»? __________________________________________________________________
4.Каким предстаёт характер коменданта крепости из деталей его разговора с подчинёнными, женой, вновь прибывшим офицером? Чем вызвана его фраза, обращённая к молодым офицерам, остановившимся посмотреть, как он проводит учения с инвалидами: «А здесь нечего вам смотреть?»? _________________________________________________________________
5.Можно ли считать хвастовством слова коменданта о том, что он «задаст острастку киргизцам и башкирам»? _________________________________________________________________
6.Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»? _____________________________________________________________
7.Почему «тоска берёт» Гринёва при виде порядков, царящих в крепости? _____________________________________________________________
8.Выпишите из текста ключевые слова, характеризующие Швабрина. Составьте устный рассказ о герое. Внешность ___________________________________________________ Образование __________________________________________________ Отношение к семье Мироновых _________________________________ Отношение к Гринёву _________________________________________
9.Составьте цитатный план главы «Поединок» и художественный пересказ главы. ______________________________________________________________
10.Случайна ли дуэль Швабрина и Гринёва? Почему? _______________________________________________________________
11.Почему Маша Миронова всячески стала избегать встреч с Петром Гринёвым? Каков смысл эпиграфа к главе романа «Любовь»? ______________________________________________________________
12.Почему родители Гринёва отказали Петру Андреевичу в родительском благословении? ______________________________________________________________
13.Как характеризуют Швабрина и Гринёва ключевые эпизоды 3 – 5 глав? ______________________________________________________________
Тема. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (Анализ 6 – 14 глав)
1.Составьте тезисный план рассказа о событиях в Белогорской крепости перед штурмом (по материалам главы 6). ______________________________________________________________
2.Названия глав очень точно отражает их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы 6 – «Пугачёвщина»? Каково лексической значение суффикса –щин-? _____________________________________________________________
3.Составьте сложный план рассказа о поведении капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши, отца Герасима, Ивана Игнатьевича, Савельича, молодого казака, «народа», Швабрина в момент штурма крепости. _____________________________________________________________
4.Каков смысл противопоставления народа и власти в романе? _____________________________________________________________
5.В течение всего повествования образ Пугачёва связан с символикой снега. Как вы понимаете выражение «свалиться как снег на голову»? ________________________________________________________________
6.Страшный буран, из которого появляется Пугачёв, происходит в самом начале сентября, что не вполне правдоподобно. Почему Пугачёв появляется впервые из снежного бурана? ________________________________________________________________
7.В Белогорской крепости, взятой Пугачёвым, – снежный буран, а в Оренбурге, в 40 верстах от него, ещё осень; генерал, которому поручено защищать город от восставших, подвязывает яблони соломой. Какое символическое значение имеет эта деталь? Запишите пословицу со словом солома. _______________________________________________________________
8.Готова ли крепость Оренбург к встрече с силами Пугачёва? ________________________________________________________________
9.Важнейший принцип создания образа Пугачёва – перевоплощение, метаморфоза. В каких эпизодах это происходит? Дайте названия эпизодам, заполните таблицу. Подведите итоги работы, ответив на вопрос: «В чём причина перемен во внутреннем облике Пугачёва?» _______________________________________________________________
10.Всегда ли Пугачёв волен поступать так, как он этого хочет? Почему? ______________________________________________________________________
11.Выпишите из текста глав 10-11 ключевые слова, передающие чувства и мысли Маши Мироновой в плену у Швабрина. Составьте устный рассказ о судьбе героини. Что помогает ей преодолеть тяжёлые испытания? _______________________________________________________________________
12.Гринёв предпринимает совершенно неожиданный для русского дворянина и офицера XVIII века шаг: он выходит из сферы действия дворянских законов и обращается за помощью к мужицкому царю. Как вы оцениваете этот поступок? _______________________________________________________________________
13.Составьте план сцены суда. Расскажите о поведении на суде Швабрина и Гринёва. Дайте оценку поступкам героев. _______________________________________________________________________
14.Запишите лексическое значение слова. Милость _____________________________________________________________
15.Почему Маша просит не о правосудии, а о милости? _____________________________________________________________________
16.Как проявляется авторская позиция в эпизоде встречи Маши и императрицы? ________________________________________________________________
17.Почему императрица помиловала Гринёва? ________________________________________________________________
18.Кто из героев романа на протяжении всего повествования остаётся внутренне свободным, ибо действует по велению сердца? В чём это проявляется? Кто из героев не свободен от той стихии, что привёл в движение; от своей осторожности; от своего собственного страха и своей душевной подлости; от власти обстоятельств? ________________________________________________________________
19.Каков смысл замечаний рассказчика: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»; «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»? ________________________________________________________________
20.Из чьих уст мы слышим рассказ о событиях восстания? Дайте характеристику этим героям. ________________________________________________________________
Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 11429 | |
Всего комментариев: 0 | |