А.С.Пушкин "Медный всадник"

Александр Сергеевич Пушкин

Поэма «Медный всадник»

 

            Поэма «Медный всадник» (1833) стала вершиной поэмного искусства писателя. Изучение исторических документов и глубокие размышления заставили Пушкина во многом изменить свою позицию по отношению к личности и преобразованиям Петра I. В материалах для «Истории Петра» он отмечал противоречия личности и политики великого реформатора: «Разность между государственными учреждениями и временными указаниями: первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательности и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Это противоречие и стало основой идейно-композиционной системы «Медного всадника». В поэме ясно показана трагическая сторона исторического прогресса, неразрешимый конфликт личности и государственных интересов. В связи с этим поднимается вопрос о цене государственных преобразований и реформ, их роли в жизни простых людей. Если в прологе Пушкин создаёт величественный образ Петра I, а прекрасный город, созданный по его воле, символизирует образ новой России, то в первой части поэмы рисуется жизнь современника, «маленького человека» Евгения, волею судьбы вынужденного столкнуться с тем, что явилось следствием петровских преобразований. Это противопоставление поддержано и на стилистическом уровне: вступление и эпизоды, связанные с «медным всадником» выдержаны в традициях оды, а там где речь идёт о Евгении (петербургская повесть), господствуют традиции реализма: описания подчёркнуто прозаичны, здесь мало красочных метафор и сравнений.

            Сюжетная часть поэмы строится на том, что во время наводнения гибнет невеста Евгения, рушатся все его надежды на простую, но счастливую семейную жизнь. Эти непритязательные планы описываются по контрасту с грандиозными замыслами Петра, осуществление которых привело к возникновению не только прекрасного города, новой столицы, но и новой страны. Образ стихии, которую покорил Пётр, – это не только «возмущённая Нева», но и стихийные начала русской истории. Не случайно все художественные средства направлены на то, чтобы предельно одушевить, олицетворить это стихийное начало. Картина наводнения представляет собой развёрнутое сравнение – нападение разбойников:

                                   Осада! Приступ! Злые волны,

                                   Как воры, лезут в окна.

            Так житейская драма скромного чиновника, «маленького человека» вырастает до уровня философского обобщения:

                                                           Иль вся наша

                                   И жизнь ничто, как сон пустой,

                                   Насмешка неба над землёй?

            Третья часть поэмы рисует прямое столкновение двух исторических сил – Личности и Государства, Евгения и Медного всадника. Именно поэтому робкая угроза – «Ужо тебе» – безумного человека, открывшего корень всех своих бед в грозном «кумире на бронзовом коне», вызывает страшный гнев последнего: он всю ночь преследует несчастного по пустынным улицам Петербурга. Эта фантастическая погоня завершается смертью «маленького человека». Его трагическая судьба вызывает в читателе сочувствие и заставляет задуматься над мучительным для автора вопросом: правомерно ли ради утверждения разумного начала в русской государственности, ради петровских преобразований жертвовать судьбой отдельного человека? Пушкин, как и Достоевский, никогда не согласится с тем, что «цель оправдывает средства», но ответа на поставленный вопрос поэма так и не даёт.   



Источник: http://Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (25.07.2017)
Просмотров: 1754 | Теги: А.С. Пушкин, Медный всадник, справочник, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: