КИМ ЕГЭ "Медный всадник"

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

 

 И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темнозелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

 

 

А.С.Пушкин «Медный всадник»

В1. Из какой части произведения взят отрывок?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В2. Укажите жанр произведения «Медный всадник».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В3. «На берегу пустынных волн/ Стоял он…». О ком эти слова?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В4. Назовите средство художественной изобразительности, которое использует автор: «Все флаги в гости будут к нам»?

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В5. Автор часто употребляет слова: « полн», «чёлн», «отсель», «град», «блат». Как называются подобные слова?

 

Ответ: __________________________________________________________

В6. Как в литературоведении называется прием, помогающий раскрыть мысли персонажа:    

                          И думал он:

          Отсель грозить мы будем шведу,

          Здесь будет город заложен

          На зло надменному соседу.

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В7. Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А.С.Пушкин: «В Европу прорубить окно».

 

Ответ: _______________________________________________________

 

В8. Как называется слово или сочетание, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства («Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В9. Как называется замена названия предмета, лица, явления описанием его признаков («Люблю тебя, Петра творенье…»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В10. Как называется стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности («И взоры дикие навёл На лик державца полумира»)?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В11. Как называется скрытая насмешка, выражающаяся употреблением слов в противоположном смысле: «Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Воспел бессмертными стихами несчастье невских берегов»?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В12. Как называется вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности: «Жениться? Ну…зачем же нет?»?

Ответ: ________________________________________________________

 

В13. Какое жанровое определение использует Пушкин в подзаголовке поэмы «Медный всадник» для характеристики её сюжетной части, где рассказывается о судьбе Евгения?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В14. Установите соответствие между персонажами поэмы «Медный всадник» и событиями, которые происходят с ними. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выбрав три из четырёх позиций.

 

ПЕРСОНАЖИ                                                   СОБЫТИЯ

 

А)Пётр I                                              1)строит планы семейной жизни

Б)Евгений                                           2)пытается организовать помощь пострадавшим

В)Александр I                                   3)возводит новую столицу России

                                                               4)погибает во время наводнения

 

Ответ:

 

А

Б

В

 

 

 

 

В15. Укажите средство художественной выразительности, заключающееся в одушевлении явлений природы и наделении их человеческими свойствами, использованное в строках:

                                                              Он узнал

                               И место, где потоп играл,

                               Где волны хищные толпились,

                               Бушуя злобно вкруг него…

 

Ответ: _________________________________________________________

 

В16. Назовите определение, которое в русской литературе второй половины XIX века стали широко использовать, характеризуя героев, подобных Евгению из «Медного всадника».

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В17. Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «блеск безлунный», «пустынных улиц»?

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В18. Как называется приём, основанный на повторении однородных согласных звуков: «Ногою твердой стать при море»?

 

Ответ: ___________________________________________________________

 

В19. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явление, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит на пределы предметного значения?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В20. Как называется приём, основанный на повторении гласных звуков: «Приют убогого чухонца»?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

В21. В «Медном всаднике» А.С. Пушкин создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?

 

Ответ: ________________________________________________________

 

С1. Каково отношение автора к образу Петра I в произведении «Медный всадник»?

 

С1. В чём смысл вопроса: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта»?

 

С1. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?

 

С2. Объясните, почему героя «Медного всадника» Евгения относят к  литературному типу «маленького человека». Кто еще из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?

 

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?

 

С2. Поэма «Медный всадник» – художественный итог размышлений Пушкина о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В каких ещё произведениях мы встречаем образы Петра и Петербурга и в чём их можно сопоставить с «Медным всадником»?

 

 

Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (25.07.2017)
Просмотров: 22262 | Теги: А.С. Пушкин, Медный всадник, ЕГЭ по литературе, тест | Рейтинг: 3.3/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: