На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел.
И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам И запируем на просторе. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там, По оживленным берегам, Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темнозелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.
А.С.Пушкин «Медный всадник» В1. Из какой части произведения взят отрывок?
Ответ: _______________________________________________________
В2. Укажите жанр произведения «Медный всадник».
Ответ: _______________________________________________________
В3. «На берегу пустынных волн/ Стоял он…». О ком эти слова?
Ответ: _______________________________________________________
В4. Назовите средство художественной изобразительности, которое использует автор: «Все флаги в гости будут к нам»?
Ответ: _______________________________________________________
В5. Автор часто употребляет слова: « полн», «чёлн», «отсель», «град», «блат». Как называются подобные слова?
Ответ: __________________________________________________________ В6. Как в литературоведении называется прием, помогающий раскрыть мысли персонажа: И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу.
Ответ: _______________________________________________________
В7. Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А.С.Пушкин: «В Европу прорубить окно».
Ответ: _______________________________________________________
В8. Как называется слово или сочетание, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства («Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной»)?
Ответ: ________________________________________________________
В9. Как называется замена названия предмета, лица, явления описанием его признаков («Люблю тебя, Петра творенье…»)?
Ответ: ________________________________________________________
В10. Как называется стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности («И взоры дикие навёл На лик державца полумира»)?
Ответ: ________________________________________________________
В11. Как называется скрытая насмешка, выражающаяся употреблением слов в противоположном смысле: «Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Воспел бессмертными стихами несчастье невских берегов»?
Ответ: ________________________________________________________
В12. Как называется вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности: «Жениться? Ну…зачем же нет?»? Ответ: ________________________________________________________
В13. Какое жанровое определение использует Пушкин в подзаголовке поэмы «Медный всадник» для характеристики её сюжетной части, где рассказывается о судьбе Евгения?
Ответ: ________________________________________________________
В14. Установите соответствие между персонажами поэмы «Медный всадник» и событиями, которые происходят с ними. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выбрав три из четырёх позиций.
ПЕРСОНАЖИ СОБЫТИЯ
А)Пётр I 1)строит планы семейной жизни Б)Евгений 2)пытается организовать помощь пострадавшим В)Александр I 3)возводит новую столицу России 4)погибает во время наводнения
Ответ:
В15. Укажите средство художественной выразительности, заключающееся в одушевлении явлений природы и наделении их человеческими свойствами, использованное в строках: Он узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бушуя злобно вкруг него…
Ответ: _________________________________________________________
В16. Назовите определение, которое в русской литературе второй половины XIX века стали широко использовать, характеризуя героев, подобных Евгению из «Медного всадника».
Ответ: ___________________________________________________________
В17. Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «блеск безлунный», «пустынных улиц»?
Ответ: ___________________________________________________________
В18. Как называется приём, основанный на повторении однородных согласных звуков: «Ногою твердой стать при море»?
Ответ: ___________________________________________________________
В19. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явление, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит на пределы предметного значения?
Ответ: ________________________________________________________
В20. Как называется приём, основанный на повторении гласных звуков: «Приют убогого чухонца»?
Ответ: ________________________________________________________
В21. В «Медном всаднике» А.С. Пушкин создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?
Ответ: ________________________________________________________
С1. Каково отношение автора к образу Петра I в произведении «Медный всадник»?
С1. В чём смысл вопроса: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта»?
С1. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?
С2. Объясните, почему героя «Медного всадника» Евгения относят к литературному типу «маленького человека». Кто еще из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?
С2. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?
С2. Поэма «Медный всадник» – художественный итог размышлений Пушкина о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В каких ещё произведениях мы встречаем образы Петра и Петербурга и в чём их можно сопоставить с «Медным всадником»?
| |||||||
| |||||||
Просмотров: 22262 | | |
Всего комментариев: 0 | |