Анализ стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
Время написания
Стихотворение «На холмах Грузии…» Пушкин написал в 1829 году во время путешествия в Арзрум, когда был безнадёжно влюблён в Наталью Гончарову. Он надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить её, восхищаться ею, посвящать ей стихи.
Тема
Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя.
Главная мысль (идея)
Это стихотворение о любви всегпоглощающей, подчиняющей себе все другие чувства.
Поэтика
Жанр стихотворения – элегия. Оно относится к интимной лирике. Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами. Длинные и короткие стихи симметрично следуют друг за другом. Пушкин достигает в этом стихотворении «нагой простоты», стремясь сделать его предельно искренним и ясным. В стихотворении только одна метафора – «сердце горит», но она так тривиальна, привычна, что даже не воспринимается как метафора. В стихотворении происходит чередование описаний природы и строк, в которых высказывается эмоциональное состояние лирического героя. Между описанием природы и выражением чувства нет никакой логической связи. Но оба описания связаны неразрывно. Связь здесь не логическая, а эмоциональная: пейзаж создаёт лирическое настроение. В описании природы скрыто противопоставление двух начал: первая строка рисует холмы, поднятые к небу. Во второй изображена текущая в расщелине глубокая река. Первые строки рождают по ассоциации образы высоты и глубины. Также важен образ «ночной мглы». В нём сразу два образа – ночи и лунного света, по ассоциации несущие чувство умиротворения и покоя, «светлой печали». Внутреннее состояние лирического героя находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые им, противоречивы: «грустно и легко» – и в то же время они связаны, как глубина и высота пейзажа вокруг, как ночь и лунный свет. Оксюморон «печаль моя светла» оказывается тоже логичным: как ночная темнота, пронизанная лунным светом, не страшна, так и печаль пронизана светом, потому что «печаль моя полна тобою». Образ неназванной возлюбленной становится источником света. Безличные конструкции «мне грустно», «мне легко» создают ощущение событий, происходящих органично, без усилий самого героя – это состояние, а не действие. Параллелизм пейзажа и душевного мира поддерживается системой звуковых повторов: «Тобой, одной тобой…». Но глаголы, описывающие «дело» сердца, становятся энергичными: «горит», «любит». Последняя строчка звучит как бы обречённо: И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. Но в этой неизбежности больше света и радости, полноты чувства, чем уныния. Любовь, о которой говорит поэт в этом стихотворении, – жертвенная, нежная, щедрая. Источник: http://О.И.Нестерова. ГИА. Литература: универсальный справочник | |
| |
Просмотров: 12384 | | |
Всего комментариев: 0 | |