Анализ стихотворения "К***"

Время написания

 

            Стихотворение написано в 1825 году в период михайловской ссылки. К соседям Пушкина, в село Тригорское, приехала родственница хозяйки, Анна Петровна Керн, с которой Пушкин познакомился ещё в Петербурге в 1819 году. Между поэтом и этой женщиной возникли романтические отношения. Поэт преподнёс Керн это стихотворение перед разлукой.

 

Тема

 

            Тема стихотворения – глубокое чувство восхищения и любви, которое вызвала в поэте женщина. Описываются две встречи лирического героя с возлюбленной и разлука между этими встречами.

 

Главная мысль (идея)

 

            Образ возлюбленной в этом стихотворении предстаёт как высшая сила, которая пробуждает в человеке «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь».

            Любовь поэта придаёт идеальные черты его возлюбленной, рисуя «неземной» её облик:

                        Передо мной явилась ты,

                        Как мимолётное виденье,

                        Как гений чистой красоты.

            Годы, проведённые лирическим героем вдали от любимой, описаны как время, лишённое смысла и жизненной энергии:

                        В глуши, во мраке заточенья

                        Тянулись тихо дни мои

                        Без божества, без вдохновенья,

                        Без слёз, без жизни, без любви.

            Можно сказать, что это стихотворение Пушкина – гимн женщине, любви, её преображающей и животворящей силе.

 

Поэтика

 

            Жанр – любовное послание. И в этом стихотворении Пушкин использует свой излюбленный метр: четырёх- и пятистопный ямб с перекрёстной системой рифмовки и чередованием женских и мужских рифм.

            В стихотворении три части, которые находятся в драматическом единстве: появление возлюбленной в жизни лирического героя, которое он называет «чудным мгновеньем». Затем её исчезновение и наступающая за этим пустота в душе и мире поэта. В третьей части – новое появление возлюбленной, которое является ещё большим чудом, потому что душа героя уже утратила надежду на возвращение божества и вдохновенья в его жизнь.

            Образ возлюбленной создаётся с помощью ярких метафор, сравнений, эпитетов: мимолётное виденье, гений чистой красоты, голос нежный, милые черты.

            Контрастно по отношению к этому образу рисуется жизнь поэта без любви:

                        …В глуши, во мраке заточенья

                        Тянулись тихо дни мои…

            Глухота, мрак, несвобода, тишина, отсутствие энергии и силы жизни (дни тянутся) – так ощущает поэт жизнь, лишённую любви. Пушкин подчёркивает пустоту, употребляя анафору, пять раз в двух строчках повторяя «без», усилив это ощущение потери:

                        Без божества, без вдохновенья,

                        Без слёз, без жизни, без любви.

            В последней строфе снова возникают «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь» – этот повтор очень важен: происходит обретение смысла и радости жизни. И мы совместно с лирическим героем чувствуем радость и тожественность возвращения в его душу животворящих сил.



Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (31.07.2015)
Просмотров: 10756 | Теги: К***, Я помню чудное мгновенье, ЕГЭ по литературе, пушкин | Рейтинг: 2.3/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: