Время написания
Стихотворение написано в 1825 году в период михайловской ссылки. К соседям Пушкина, в село Тригорское, приехала родственница хозяйки, Анна Петровна Керн, с которой Пушкин познакомился ещё в Петербурге в 1819 году. Между поэтом и этой женщиной возникли романтические отношения. Поэт преподнёс Керн это стихотворение перед разлукой.
Тема
Тема стихотворения – глубокое чувство восхищения и любви, которое вызвала в поэте женщина. Описываются две встречи лирического героя с возлюбленной и разлука между этими встречами.
Главная мысль (идея)
Образ возлюбленной в этом стихотворении предстаёт как высшая сила, которая пробуждает в человеке «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Любовь поэта придаёт идеальные черты его возлюбленной, рисуя «неземной» её облик: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. Годы, проведённые лирическим героем вдали от любимой, описаны как время, лишённое смысла и жизненной энергии: В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Можно сказать, что это стихотворение Пушкина – гимн женщине, любви, её преображающей и животворящей силе.
Поэтика
Жанр – любовное послание. И в этом стихотворении Пушкин использует свой излюбленный метр: четырёх- и пятистопный ямб с перекрёстной системой рифмовки и чередованием женских и мужских рифм. В стихотворении три части, которые находятся в драматическом единстве: появление возлюбленной в жизни лирического героя, которое он называет «чудным мгновеньем». Затем её исчезновение и наступающая за этим пустота в душе и мире поэта. В третьей части – новое появление возлюбленной, которое является ещё большим чудом, потому что душа героя уже утратила надежду на возвращение божества и вдохновенья в его жизнь. Образ возлюбленной создаётся с помощью ярких метафор, сравнений, эпитетов: мимолётное виденье, гений чистой красоты, голос нежный, милые черты. Контрастно по отношению к этому образу рисуется жизнь поэта без любви: …В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои… Глухота, мрак, несвобода, тишина, отсутствие энергии и силы жизни (дни тянутся) – так ощущает поэт жизнь, лишённую любви. Пушкин подчёркивает пустоту, употребляя анафору, пять раз в двух строчках повторяя «без», усилив это ощущение потери: Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. В последней строфе снова возникают «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь» – этот повтор очень важен: происходит обретение смысла и радости жизни. И мы совместно с лирическим героем чувствуем радость и тожественность возвращения в его душу животворящих сил. Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014 | |
| |
Просмотров: 10756 | | |
Всего комментариев: 0 | |