Анализ стихотворения «К Чаадаеву»
Стихотворение написано в петербургский период творчества А.С. Пушкина, в 1818 году, когда Пушкин находился под сильным воздействием личности П.Я. Чаадаева, одного из самых замечательных умов пушкинской современности. О.Э. Мандельштам писал о Чаадаеве: «След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, – такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведён он по стеклу? … Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он – только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия». В это время Пушкин общается с людьми, состоящими в тайных обществах, будущими декабристами. Идеи гражданской свободы, служения отечеству, обсуждаемые в кругу этих людей, и отголоски бесед с Чаадаевым отражены в стихотворении.
Тема
В стихотворении говорится о высоких идеалах свободы, борьбе с «самовластьем», заявлена гражданская позиция лирического героя.
Главная мысль (идея)
Идея стихотворения наиболее полно звучит в строчках: …Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!.. Поэт говорит о необходимости соединения «души прекрасных порывов» со служением отечеству, его благу, с деятельностью во имя славы родины. Условием блага отчизны поэт называет «вольность», имея в виду не только личную свободу, но и гражданские права.
Поэтика
Жанр стихотворения «К Чаадаеву» – дружеское послание. Оно относится к гражданскому типу лирики. Написано пяти- и четырёхстопным ямбом, система рифмовки – перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм. Выбранная стройная форма придаёт стихотворению торжественное звучание. Пушкин насыщает стихотворение яркими эпитетами: тихая слава, утренний туман, юные забавы, роковая власть, нетерпеливая душа. Каждый из эпитетов придаёт яркость и выпуклость образу. Например, называя «минуту вольности» святой, Пушкин подчёркивает своё высокое понимание этот категории, возводит понятие свободы на самый блестящий пьедестал, как бы оставляя внизу все прочие ценности (власть, славу, богатство). Эпитет «роковая» (власть) также наделён сильной энергией – Пушкин подчёркивает тяжесть и неизбежность давления власти на человека, на общество, его гнёт. Метафорический образ «обломков самовластья» является контрастом к этой тяжести, назначенным и неизбежным путём её завершения. Метафоры стихотворение также яркие и сильные: … взойдёт она, Звезда пленительного счастья… Так в представлении поэта выглядит свобода – пленительная (манящая волшебным, зачаровывающим, притягивающим) идеалом, светящейся во тьме звездой. Образ получается романтический и возвышенный. Россия вспрянет ото сна… Родина представляется поэту находящейся под властью оцепенения, сна – как сказочная спящая красавица, которая ждёт часа своего пробуждения, освобождения от чар. …И на обломках самовластья Напишут наши имена!.. Некоторых современников Пушкина эти строки возмущали: почему на обломках самодержавия должны быть написаны имена двух юных франтов и дерзких нарушителей общественного спокойствия, светских шалопаев – Чаадаева и Пушкина? Но именно такой тип поведения, демонстрирующий личную независимость и сочетающийся с вольнолюбивыми мыслями, показывал, что самовластье не вечно, что идеи свободы, гражданского служения разрушат рано или поздно монолит деспотического правления. Одно из самых замечательных мест в стихотворении – сравнение: …Мы ждём с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждёт любовник молодой Минуты вольного свиданья. Пушкин сравнивает высокие гражданские чувства с нетерпением влюблённого человека, с его надеждами и ожиданиями счастья. «Серьёзные» друзья Пушкина упрекали его в таком легкомыслии. Но это именно и есть черта лирики Пушкина – соединение личного чувства с общественным пафосом, единство человеческой личности. Стихотворение в целом имеет высокий пафос, в нём выражены идеалы гражданского общества, свободы, борьбы против деспотизма. Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014 | |
| |
Просмотров: 17292 | | |
Всего комментариев: 0 | |