Анализ стихотворения "Пророк"

Время написания

 

            А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Это было время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.

            О возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль – я прочёл отрывок и перефразировал в «Пророке»,

            Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания, посвящённых событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.

 

Тема

 

            Пушкин в стихотворении поднимает тему божественного призвания поэта-пророка, рисуя идеальный образ поэта. Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пророков мира: «И тогда прилетел … один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.

 

Главная мысль (идея) 

 

            Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обострённость видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.

            Миссия пророка представлена так:

                        Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                        Исполнись волею моей –

                        И, обходя моря и земли,

                        Глаголом жги сердца людей.

 

Поэтика

 

            Жанр стихотворения – философская притча. Стихотворный метр – четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

            Стихотворение состоит из трёх частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной» «влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который преобразует сущность поэта – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Обретение нового языка – это обретение новой мудрости. Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются всё большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от лёгкого болезненного прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом:

                        И он мне грудь рассек мечом,

                        И сердце трепетное вынул,

                        И угль, пытающий огнем,

                        Во грудь отверстую водвинул.

            Третья часть – описание перерождения поэта, появления новых свойств его сущности, а также завет, данный ангелом пророку, который обрёл новое предназначение. Пушкин создаёт поразительный образ, говорящий о смирении: «Как труп в пустыне я лежал…». Его тело и дух великими мучениями перевоплотились. Он готов нести пророческий крест.

            В стихотворении описана вертикальная картина мироздания – от «горнего» мира до мира «дольнего», от ангелов до лозы.

            Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придаёт стихотворению особую торжественность и силу. Частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и») также придают стихотворению торжественное библейское звучание. Одновременно этот приём нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

            Пушкин также использует эпитеты (духовная жажда, пустыня мрачная), сравнения («перстами лёгкими, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал»).

            Можно сказать, что Пушкин в стихотворении «Пророк» описал опыт личного мистического прозрения.



Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (31.07.2015)
Просмотров: 9662 | Теги: Пророк, ЕГЭ по литературе, пушкин | Рейтинг: 2.7/11
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: