Философская лирика А.С. Пушкина

Потапурченко З.Н. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб.пособие / З.Н. Потапурченко. – М.: Дрофа, 2005

 

Философская лирика А.С. Пушкина

            Русская поэзия знает немало поэтов-философов со своей выработанной философской концепцией. Однако Пушкин никогда не относился к ним. Он был прежде всего поэтом, а не философом, у него нет разработанной философской концепции. Философия Пушкина – это его миропонимание, его мировоззрение, нашедшее воплощение в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефилософские темы добра и зла, жизни и смерти, мига и вечности, времени, памяти и тема человека.

            В ранний лицейский период Пушкин смотрел на жизнь оптимистически. Жизнь представлялась ему радостным праздником и весёлым пиром, на который призваны он и его друзья. Поэтому в стихотворениях этого периода появляются анакреонтические и эпикурейские мотивы. Наслаждаться любовью, творчеством, дружбой и вином – вот к чему призывает юный поэт своих друзей. В стихотворении «Гроб Анакреона» говорится, что «жизнь, увы, не вечный дар», поэтому ей надо наслаждаться, ловить каждое мгновение, стремиться украсть у скупого времени хотя бы несколько минут. В послании к «Князю А.М. Горчакову» юный поэт желает своему лицейскому другу в день рождения не долгих лет, богатства, громкой славы или почестей. Он желает ему провести жизнь «меж Вакха и Амура» «питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь придёт к завершению, вступить в мрачный челн Харона из объятий возлюбленной. Таково было отношение юного Пушкина к жизни и смерти.

            Но, пережив глубокий кризис при переходе от юности к зрелости, Пушкин изменил своё отношение к жизни. В стихах этого периода появляются вопросы о смысле человеческой жизни и о назначении человека. В стихотворении 1828 года «Дар напрасный, дар случайный…» поэт задаёт вопрос, на который нелегко найти ответ: «Жизнь, зачем ты мне дана?». В этом стихотворении поэт осознаёт, что жизнь наполнена страданиями и сомнениями и у неё нет цели.

            В «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы» человеческая жизнь с её суетой уподобляется беготне мышей, в ней отсутствует всякий смысл. Мудрые богини судьбы пáрки, от которых зависит жизнь человека, здесь представлены как бессмысленно бормочущие обычные деревенские бабки. Жизнь в этот период кажется поэту неразрешимой загадкой. Однозначные ответы на вопросы о смысле человеческого существования получить на удаётся.

            В отличие от стихов лицейского периода, в зрелом возрасте смерть не кажется Пушкину чем-то лёгким. Осознав трагическую неизбежность ухода из жизни, поэт, однако, не отчаивается, потому что в своём сознании он находит силы принять эту неизбежность и смириться перед ней как перед законом судьбы. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» он размышляет о приближении последнего часа и о том, что рано или поздно все, живущие на этой земле, сойдут под вечные своды. Пушкин понимает, что ему придётся уступить место другому («мне время тлеть, тебе цвести») и что наступит момент, когда его не будет на земле, а жизнь будет продолжаться и природа также будет сиять своею вечною красой.

            Мудрое приятие жизни со всеми её противоречиями было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «Вновь я посетил…» поэт выражает покорность, смирение пред неумолимым законом бытия: «и сам, покорный общему закону, переменился я». В этом стихотворении на первое место выступает память человека. Именно в памяти он может воскресить картины прошлого и соединить воедино прошлое и настоящее. Здесь поэт осознаёт себя звеном в единой цепи поколений. В конце стихотворения поэт выражает уверенность, что его внук, возвращаясь по той же дороге с приятельской беседы, вспомнит о нём.

            На протяжении всей жизни и творчества Пушкину было свойственно радостное, жизнеутверждающее, оптимистическое отношение к жизни. Об этом свидетельствует его отношение к труду и ударам судьбы. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» поэт мудро советует не печалиться и не сердиться в день уныния, но твёрдо верить, что «всё мгновенно, всё пройдёт…», что день веселия и счастья непременно настанет. В стихотворении «Чем чаще празднует Лицей…» Пушкин понимает, что житейские испытания, которые выпали на его долю и долю его друзей, способствовали их возмужанию и духовному росту. Он утешает своих друзей и вселяет в них надежду встретиться вновь и обнять друг друга.

            Для пушкинского восприятия жизни свойственно стремление к гармонии с окружающим миром, природой. Он не чувствует себя изолированным от того, что происходит вокруг него. В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, он размышляет о том, как чередование времён года влияет на духовное, душевное и даже физическое состояние человека. Он отмечает, что его любимое время года, когда он вновь расцветает, – это осень. Именно осенью он чувствует и любовь к привычкам бытия и переживает творческий подъём.

            Один из философских вопросов – восприятие человеком времени – нашёл своё воплощение в стихотворении «Телега жизни». Здесь человеческая жизнь уподобляется езде в телеге, а время – ямщик, погоняющий лошадей. Утро, полдень и вечер уподобляются юности, зрелости и старости человеческой жизни. В юности человек нетерпелив и ему наивно кажется, что он погоняет лошадей, то есть управляет событиями. В зрелости у него «нет уж той отваги» и уверенности, а в старости он просто покорно едет в телеге туда, куда его везут, не претендуя на то, чтобы держать бразды правления в своих руках.

            В стихотворении 1836 года «Была пора: наш праздник молодой…» отражено восприятие жизни в её разные периоды. В пору юности поэт и его друзья – беспечные невежды, они жили «и легче, и смелей». Однако с годами они переменись, и их отношение к жизни стало более серьёзным и строгим, – «таков судьбы закон». В этом стихотворении Пушкин также размышляет об отношении личности к истории. История здесь предстаёт как стихийная сила, противостоящая воле и желаниям людей, но для Пушкина человек – это не щепка в водовороте исторических событий. Ему дана свобода выбора и возможность бороться за право быть самим собой.

            Пушкин-человек смирился перед неизбежностью смерти, но Пушкин-поэт надеется на бессмертие и посмертную славу. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» он говорит о том, что не умрёт в памяти русских людей, что его душа, воплощённая в стихах, избежит тления и что слава о нём не исчезнет в этом мире, пока будет жить хоть один поэт.   



Источник: http://Потапурченко З.Н. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб.пособие / З.Н. Потапурченко. – М
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (01.09.2015)
Просмотров: 3843 | Теги: философская лирика, пушкин | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: