Вариант 1
Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... «Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен...» — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок. «Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану». Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге. Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом... Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом: «О чем, ваше благородие, изволил задуматься?» — Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. «Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?» Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь. «И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, - «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья». Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова... — А ты полагаешь идти на Москву? Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: — Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою. — То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни? Пугачев горько усмехнулся. — Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою. – А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! — Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка? — Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути... А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
1.Как называлась крепость, куда отправились герои фрагмента?
Ответ: ______________________________________________________
2.От чьего лица ведётся повествование в романе?
Ответ: ______________________________________________________
3.Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
Ответ: ______________________________________________________
4.Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
Ответ: _____________________________________________________________
5.Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?
Ответ: ________________________________________________________
6.Как в литературоведении называется приём иносказательного изображения отвлечённой идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачёв?
Ответ: _____________________________________________________
7.Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкому зимнему пути».
Ответ: _______________________________________________________
8.Укажите, в каком веке происходят изображённые события.
Ответ: ________________________________________________________
9.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качестами личности. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго стобца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ А) Гринёв 1) преданность, забота, житейская мудрость Б) Пугачёв 2) жестокость в сочетании с благодарностью и великодушием В) Савельич 3) гордость и склонность к предательству 4) честность, благородство, смелость, чувствительность
10.Укажите название главы, в которой происходит встреча Гринёва с Пугачёвым.
Ответ: _____________________________________________________
11.Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым.
Ответ: _____________________________________________________
12.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго стобца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ А) Гринёв 1) отправлен на поселение в Сибирь Б) Пугачёв 2) сопровождает освобождённую из Белогорской крепости Машу домой В) Савельич 3) осуждён на смертную казнь 4) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей
13.Как в литературоведении называется цитата, помещаемая перед текстом произведения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. (например, пословица «Береги честь смолоду» в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина)?
Ответ: __________________________________________________
14.Назовите фамилию персонажа романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», указавшему Петру Гриневу путь в буране?
Ответ: ___________________________________________________
15.Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гриневым незнакомцу-вожатому)?
Ответ: ________________________________________________________
16.Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?
Ответ: _______________________________________________________
17.Установите соответствие между тремя персонажами «Капитанской дочки» и их ролью в судьбе Марьи Ивановны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ РОЛЬ В СУДЬБЕ МАРЬИ ИВАНОВНЫ
А) Швабрин 1)доставил её к родителям жениха Б) Пугачёв 2)насильно удерживал её в неволе В) Савельич 3)принял её в своём доме 4)освободил её из заточения
18.Как называется слово, употребляемое жителями определённой местности: «Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне»?
Ответ: __________________________________________________
С1.Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа Пугачёва?
С2.В каких ещё произведениях русской литературы используются фольклорные элементы?
Вариант 2
Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! — сказал он, — за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо, — сказал я хладнокровно; — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп». — Помилуй, батюшка Петр Андреич! — сказал Савельич. — Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке. — Это, старинушка, уж не твоя печаль, — сказал мой бродяга, — пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться. — Бога ты не боишься, разбойник! — отвечал ему Савельич сердитым голосом. — Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища. — Прошу не умничать, — сказал я своему дядьке, — сейчас неси сюда тулуп. — Господи владыко! — простонал мой Савельич. — Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому! Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». — Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.
1.Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа.
Ответ: ______________________________________
2.Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)
Ответ: _______________________________________
3.Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и к которому относят позднее творчество А. С. Пушкина.
Ответ: _______________________________________
4.Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?
Ответ: ___________________________________
5.Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?
Ответ: ___________________________________
6.Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
Ответ: ___________________________________
7.Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?
Ответ: ___________________________________
8.Как называется оригинальная законченная мысль, изреченная в лаконичной запоминающейся форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»)?
Ответ: ____________________________________
9.Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А)Капитан Миронов 1)доносит на товарища, как на пугачёвца- изменника Б)Гринёв 2)избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей В)Швабрин 3)осуждён на смертную казнь 4)был убит мятежниками-пугачёвцами
Ответ:
10. Как называется обобщающая образная мысль, лежащая в основе художественного произведения и выражающая авторское отношение к действительности?
Ответ: _______________________________________
С1. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?
С2. Что сближает роман «Капитанская дочка» с другими произведениями отечественной классики, посвященными крупным событиям русской истории? | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Просмотров: 11956 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |