Пророк Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
1. Какая тема является ведущей в стихотворении?
Ответ: ________________________________________________
2.Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строке: «Отверзлись вещие зеницы, / Как у испуганной орлицы...»?
Ответ: ________________________________________________
3.В строке «И гад морских подводный ход...» использовано повторение однородных согласных звуков, передающее движение морских обитателей. Назовите это фонетическое средство.
Ответ: ____________________________________________________
4.Укажите название лексического средства, использованного в следующих словосочетаниях: «десницею кровавой», «вещие зеницы», «перстами легкими».
Ответ: _____________________________________________
5.Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ: _________________________________________________
6.Как называется повторение слов или словосочетаний в начале стихотворных строк?
И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход…
Ответ: ______________________________________________
7.Усиление эмоционального звучания происходит за счет того, что действия группируются в порядке их постепенного усиления:
Моих зениц коснулся он… Моих ушей коснулся он… И вырвал грешный мой язык… И он мне грудь рассек мечом…
Ответ: ___________________________________________________
8.Как называются слова, выражения, синтаксические конструкции, вышедшие из активного употребления и используемые для воссоздания исторического колорита эпох и, для придания речи оттенка торжественности: «персты», «зеницы», «вещие», «десница»?
Ответ: ____________________________________________
9.В словосочетаниях «уста замершие», «десницею кровавой», «сердце трепетное» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой приём используется в этих случаях?
Ответ: ___________________________________________________
С1. В чем видит А.С. Пушкин назначение поэта и как эта позиция выражена в стихотворении «Пророк»? С2. В каких произведениях XIX-XX вв. звучат размышления о назначении поэта и чем они близки стихотворению А. С. Пушкина «Пророк»? | |
| |
Просмотров: 5309 | | |
Всего комментариев: 0 | |