Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
Эта тема традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о себе самом встречается ещё в античной поэзии (так, ода Горация «К Мельпомене» послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о «памятнике»). Основные её аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем (мотив «толпы»), взаимоотношения поэта с властью (ситуация «поэт и царь»), взаимоотношения поэта с самим собой (вина, совесть, оправдание). Все эти направления темы широко представлены к Пушкина. Тема проходит определённую эволюцию, поэтому при её анализе следует учитывать периодизацию творчества Пушкина.
Лицейский период. В стихотворении «Певец» мы видим сентименталистский образ унылого «певца», несчастного влюблённого. Сатирическое, в духе поэзии XVIII века, рассуждение о том, как непросто быть поэтом, стало темой стихотворения «К другу стихотворцу». Существенная также полемика с литературными противниками («Моему Аристарху»), утверждение «анакреонтических ценностей» в поэзии («Гроб Анакреона», «Моему Аристарху»). В стихотворении «Моему Аристарху» о стихах говорится лишь как о легкомысленном занятии, которое не сулит поэту бессмертия: Плоды весёлого досуга Не для бессмертья рождены, Но разве так сбережены Для самого себя, для друга Или для Хлои молодой… В стихотворении «Лицинию» звучит тема гражданской миссии поэта, говорится о его задачах перед потомством: В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Петербургский период. Особое значение приобретает мотив гражданского служения («Деревня»), мотив внутренней («тайной») свободы и независимости поэта (Н.Я. Плюсковой»), идея избранного круга поэтов как посвящённых, «священной истины друзей», противопоставляемых толпе («Жуковскому»). Эти мотивы сохраняют значимость для Пушкина на протяжении всего творчества. Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. («Н.Я. Плюсковой»)
Южный период. В стихотворении «В.Ф. Раевскому» читаем: Я говорил пред хладною толпой Языком истины свободной. Но для толпы ничтожной и глухой Смешон глас сердца благородный.
Два образа поэта в поздней лирике А.С. Пушкина.
Поэт как пророк. Мифологический прообраз – библейский пророк («Пророк», 1826). Образ библейского пророка в поэзии декабристов прежде всего воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует поэта. В стихотворении «Пророк» нет декабристских мотивов, преобладающая идея образа поэта-пророка – этическая, идея долга его перед людьми: … обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Поэт как жрец. Мифологический прообраз – античный жрец («Поэт и толпа», 1828). Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия – таинство, священнодействие, «народ непосвящённый» не понимает и не достоин понять её смысла. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Сходные мотивы в стихотворении «Поэту»: Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм. Преобладающая идея образа поэта-жреца – эстетическая.
Эти два идеала противоречат друг другу, но у Пушкина они скорее гармонически друг друга дополняют. Следующее поколение поэтов утратило эту гармонию и разделилось на приверженцев идеи «чистого искусства» («пушкинское направление», представленное прежде всего А.А. Фетом, Ф.И. Тютчевым) и на сторонников идеи социальной поэзии (прежде всего Н.А. Некрасов).
Судьба поэта. Мысль о том, что у поэта особая судьба – символическое содержание стихотворения «Арион», 1827 (более простой, аллегорический смысл – судьба декабристов и Пушкина). В стихотворении «Андрей Шенье», 1825, появляется образ поэта, посвятившего себя гражданскому делу; поэт – общественный обличитель, «вития». В стихотворении «Поэт», 1827, рассматривается нравственная проблема: в жизни поэт такой же, как все, но творчество возвышает его над другими (эту мысль можно найти в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», «Пророк», А.А. Блока «Художник»): Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснётся, Душа поэта встрепенётся, Как пробудившийся орёл. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: Нет, весь я не умру; душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит…
Поэт и царь. В стихотворениях, в которых есть образ поэта, появляется мотив духовного соперничества поэта и царя. Поэт оказывается вправе давать наставления царю, призывая его продолжать дело Петра I: Семейным сходством будь же горд; Во всём будь пращуру подобен: Как он, неутомим и твёрд, И памятью, как он незлобен. («Стансы») Этот мотив берёт начало ещё в поэтике классицизма, где поэт-просветитель мог «истину царям с улыбкой говорить» (Г.В. Державин). Более радикально настроенные друзья Пушкина упрекали его за определённые симпатии к Николаю I, но поэт говорил, что «свободная хвала» царю не имеет ничего общего с лестью. Тема эта переходит в поздний цикл стихотворений 1836 года (так называемый каменноостровский цикл): «Мирская власть», «Как с древа сорвался предатель-ученик…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Все стихотворения цикла – переводные или стилизованные под перевод. Основное содержание цикла – лирическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления. Духовное царство поэта уподобляется Царствию Божьему и противопоставляется царству Кесаря, «мирской власти». Важный символ в стихотворениях цикла – древо жизни. На место праздных урн и мелких пирамид, Безносых гениев, растрёпанных харит Стоит широко дуб на важными гробами, Колеблясь и шумя… («Когда за городом, задумчив, я брожу…») Тема поэта получает религиозно-философскую перспективу. Духовная миссия поэта соотносится с миссией Христа, соединяющего в себе роль пророка, священнослужителя и царя. В этом мощном символе снимаются противоречия между типичными для поэзии Пушкина фигурами-эмблемами «пророка» и «жреца», «поэта» и «царя». В стихотворениях цикла сохраняется мотив духовного соперничества поэта и царя. Например, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин прочил своей славе затмить величие царей, вознесясь «главою непокорной» над символом самодержавной власти – памятником императору Александру I: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Источник: http://Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999 | |
| |
Просмотров: 6420 | | |
Всего комментариев: 0 | |