Назначение поэта и поэзии

Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004

 

А.С. Пушкин

О назначении поэта и поэзии

 

Задания уровня А

 

Вариант 1

 

  1. Проанализируйте стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подтвердите правильность утверждение А.С. Пушкина, что его предназначение – поэзия, он будет жить в своих творениях.
  2. Покажите, в чём идейное новаторство стихотворения А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом». Какими доводами книгопродавец сумел убедить поэта продать рукопись? В чём особенность формы этого стихотворения?

 

Вариант 2

 

  1. Сравните «Памятник» Г.Р. Державина и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». В чём каждый из них видит свои заслуги?
  2. Проанализируйте и прокомментируйте стихотворение «Муза» (1821).

 

Вариант 3

 

  1. В чём конфликт поэта с толпой? Прокомментируйте слова из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

  1. К чему призывает поэт в стихотворении «Пророк». Что значит «глаголом жечь сердца людей»?

 

Задания уровня В

 

Вариант 1

 

  1. В каких ранних стихотворениях поэт утверждает, что «рифмоплётство не есть поэзия»? В каких высмеивает графоманов?
  2. Почему А.С. Пушкин гневно возражал против стремления низвести поэзию до уровня нравоучений? Какую роль в жизни общества отводил художнику? Подтвердите своё мнение цитатами из произведений поэта.

 

Вариант 2

 

  1. О каком конфликте между поэтом и чернью говорит А.С. Пушкин? Что вкладывает в понятие «чернь»? Прокомментируйте следующие строки:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

  1. Что общего в позиции поэта, выраженной в стихотворении «К Н.Я. Плюсковой», и в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?

 

Вариант 3

 

  1. Почему А.С. Пушкин сравнивает поэта с пророком? В чём назначение поэта-пророка? Почему судьба пророка всегда трагична?
  2. Проанализируйте XIXV строфы третьей главы «Евгения Онегина». Расскажите, какую оценку классицизму, сентиментализму, романтизму даёт А.С. Пушкин. Докажите, что поэт переходит на позиции реализма. Опирайтесь на его рассуждение:

Тогда роман на старый лад

Займёт весёлый мой закат.

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нём изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

 

Задания уровня С

 

Вариант 1

 

  1. Как в стихотворении «Поэту» (1830) А.С. Пушкин оценивает толпу? Докажите, что «детской» резвости толпы противостоит свободный ум художника.
  2. Докажите, что народность А.С. Пушкина проявилась в том, что нравственным критерием человеческих поступков, характеров для него являлось народное мнение. Обоснуйте свой ответ.

 

Вариант 2

 

  1. Что означает призыв: «Ты царь, живи один», – с которого начинается стихотворение «Поэту» (1830)? Почему бранящаяся толпа пытается разрушить алтарь, на котором поэт «разводит свой священный огонь»?
  2. Как стихотворение «Пророк» связано с казнью декабристов? Почему стихотворение обличено в церковно-аллегорическую форму?

 

Вариант 3

 

  1. Прочтите мнение русского критика середины XIX века Н.Н. Страхова. Подумайте над ним и выскажите свою точку зрения: «Требование к искусству быть проповедью, нравоучением звучит у нас давно. Пушкин … слышал это требование. Оно поразило его странным недоумением. «Таинственный певец», как он сам называл себя, то есть певец, для которого была загадкою его собственная судьба, поэт, чувствовавший, что «ему нет отзыва», он встретил требование проповеди как что-то непонятное и никак не мог отнестись к нему определённо и правильно. Много раз он обращался своими думами к этому загадочному явлению. Отсюда вышли его полемические стихотворения… Отсюда произошло то, что поэт воспевал «мечты невольные», «свободный ум» и приходил иногда к энергическому требованию свободы для себя, как для поэта… Отсюда то негодование, с которым он писал:

Подите прочь! Какое дело

Поэту мирному до вас?

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас».

  1.  Соотнесите пушкинский интерес к истории с его представлением о назначении поэта. Обоснуйте свой ответ.


Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (06.04.2014)
Просмотров: 2149 | Рейтинг: 2.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: