Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.1 / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – 4-е изд. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 112 с.
Урок 1. Краткие сведения об А.С. Пушкине
Заполните по ходу сообщений учащихся правую часть таблицы.
Урок 2. А.С. Пушкин «Няне»
1.Какую роль в творческой судьбе А.С. Пушкина сыграла няня? _________________________________________________
2.Выпишите из стихотворения А.С. Пушкина «Няне» слова, передающие чувство сыновней любви поэта к няне. _________________________________________________
3.Какие чувства героини переданы с помощью эпитетов, метафор, сравнений и повтора? Заполните третью часть таблицы.
4.Запишите лексическое значение слова. Человечность – _________________________________________
5.Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «Няне»? ____________________________________________
Урок 3. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
1.Запишите лексические значения слов.
Богатырь – _________________________________________ Клюка – ___________________________________________ Кротость – _________________________________________ Кручиниться – ______________________________________ Лежанка – __________________________________________ Ломлива – __________________________________________ Подворье – _________________________________________ Приданое – _________________________________________ Рогатка – ___________________________________________ Терем – ____________________________________________ Трезвонить – _______________________________________ Целомудрие – _______________________________________
2.Прочитайте выразительно отрывок сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».
Выпишите слова и выражения, свойственные народной речи. ____________________________________________________
3.Прочитайте выразительно отрывок от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь». Выпишите слова, передающие отношение автора к царице. __________________________________________________
4.Прочитайте выразительно отрывок от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной…» до слов «За невестой молодой». Что в сказке противопоставлено злобе царицы? __________________________________________________
5.Какие нравственные идеалы нашли отражение в образах богатырей? __________________________________________________
6.В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Продолжите фразы.
Между царевной и царицей есть внешнее сходство ____________________. Но по характеру юная царевна ___________, а царица _______________.
Урок 4. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки
1.Продолжите ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.
Елисей – мужественный, _______________________________________
2.Какова художественная идея сказки? Продолжите фразы.
Истинная ценность человека – это ______________________________. Зло может скрываться за внешне привлекательной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает ________________________________________.
3.Заполните третью часть таблицы, указав события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» по образцу.
Композиция «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4.Заполните вторую часть таблицы примерами по образцу.
Урок 5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
1.Перечислите персонажей русских народных сказок, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила». ______________________________________________________
2.Запишите названия сказок, в которых действуют эти персонажи. _____________________________________________________
3.Запишите лексические значения слов.
Дол – ____________________________________ Дядька – __________________________________ Мимоходом – ______________________________ Пленять – ______________________________________ Тужит – ________________________________________
4.Что послужило поэту источником для названия местности «Лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»? ______________________________________________
5.Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. _____________________________________________________
6.Какое значение приобретает восклицание: «Там русских дух, там Русью пахнет!»? _____________________________________________________
7.В чём смысл финальных строчек пролога? _____________________________________________________
Урок 6. А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
1.Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию «зимняя дорога». Зимняя дорога – глубокий снег _______________________________
2.Выпишите из текста слова и словосочетания, способствующие воссозданию образа зимней дороги. ____________________________________________________
3.Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? ____________________________________________________
4.Запишите лексические значения слов. Вёрсты – __________________________________________ Долгий – __________________________________________ Родной – __________________________________________
5.Выпишите слова и словосочетания, по настроению контрастные описанию зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию? ___________________________________________________
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется чередование ударных и безударных слогов в строке?
2.Подчеркните образно-выразительные средства, определяющие предмет с позиции автора и отличающиеся от простого определения художественной выразительностью. Укажите название таких средств. Сильный ветер, буйный ветер, красно солнце, яркое солнце, месяц светлоокий, месяц яркий, утренняя заря, молодая заря. _______________________________________________________
3.Какие оттенки настроения переданы в форме обращения к неодушевлённым предметам в приведённом отрывке? Назовите используемое в данном случае образно-выразительное средство. Свет наш солнышко! Месяц, месяц, мой дружок… Ветер, ветер! Ты могуч… ________________________________________________
4.Каковы особенности пейзажа в поэзии А.С. Пушкина? Укажите значение термина «пейзаж». _____________________________________________
5.Назовите имена художников-иллюстраторов произведений А.С. Пушкина. Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.1 / Ф.Е. Соловьёва; п | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 916 | | |
Всего комментариев: 0 | |